По словам Дэниела Ергина, вице-председателя IHS Markit, военная спецоперация России на Украине может привести к турбулентности на энергетическом рынке в масштабах крупных нефтяных кризисов 1970-х годов.

Daniel Yergin

РФ является одним из крупнейших в мире экспортеров нефти. Санкции США и их союзников в отношении финансовой системы России уже вызвали негативную реакцию банков, покупателей и грузоотправителей в отношении российской нефти.

Ергин, который также занимается историей энергетического рынка, сказал, что, несмотря на то, что российская энергетика не под санкциями США и других стран, российская нефть может потерять часть рынка. Он отметил, что страна экспортирует около 7,5 млн баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки.

«Это будет действительно большой сбой с точки зрения логистики, и люди будут бороться за каждую бочку, — сказал Ергин. — Это кризис предложения. Это логистический кризис. Это платежный кризис, и он вполне может быть в масштабах 1970-х».

Он отметил, что тесная связь между правительствами, вводящими санкции, и отраслью может предотвратить наихудший сценарий. «Правительства должны внести ясность», — подчеркнул Ергин.

Он отметил, что страны-члены НАТО получают около половины российского экспорта. «Некоторая часть этого пострадает», — сказал Ергин.

Ергин сказал, что «де-факто» существуют санкции, направленные на то, чтобы удержать российскую нефть на рынке, хотя специальные санкции в отношении энергетического сектора РФ не применялись. Покупатели настороженно относятся к российской нефти из-за противодействия со стороны банков, портов и судоходных компаний, которые не хотят нарушать санкции.

По оценкам JPMorgan, 66% российской нефти с трудом находят покупателей, и что цены на нефть могут достичь $185 к концу года, если российская нефть останется неустойчивой.

«Это может быть худший кризис со времен арабского нефтяного эмбарго и иранской революции 1970-х годов», — сказал Ергин. Оба события стали крупными нефтяными потрясениями того десятилетия.

В 1973 году ближневосточные производители нефти прекратили поставки из США и других западных стран в отместку за помощь Израилю во время арабо-израильской войны в том же году. Нефти сразу же не хватило, и американцы выстроились в очереди на заправках, чтобы купить бензин, который взлетел до небес. Другим потрясением стала иранская революция 1978-1979 годов, приведшая к свержению шаха Ирана.

Крупные нефтяные компании, такие как BP и ExxonMobil, заявили о выходе из российских предприятий. Цена на российскую нефть сорта Urals резко упала по сравнению с международным эталоном нефти марки Brent.

«Чего мы раньше не видели, так это серьезной репутационной проблемы, когда компании не хотят вести дела с Россией», — признал Ергин. Нефтяные компании отказываются от крупных инвестиций, в которых они, возможно, потратили годы на развитие операций и наняли сотни людей в России.

«Владимир Путин за неделю разрушил то, что строил 22 года, экономику, которая была фактически интегрирована в мировую. Теперь Россия отключена от мировой экономики», — утверждает он.

Ергин считает, что сбой наступит, когда произойдет насыщение рынка. ОПЕК+, альянс ОПЕК, России и других стран, в среду решил сохранить свои текущие планы по добыче. Они будут возвращать на рынок около 400 тыс. баррелей в день каждый месяц, пока не достигнут своей цели в июне.

Проблемы для потребителей также усугубили скачок цен на природный газ в Европе. Европа является крупнейшим покупателем как российской нефти, так и газа.

Brent торговалась выше $116 за баррель в четверг, прежде чем отступить на фоне слухов о том, что Иран может достичь соглашения о повторном заключении своей ядерной сделки. Это может вернуть на рынок 1 млн баррелей иранской нефти.

Отраслевые аналитики говорят, что трудно сказать, насколько это повлияет на российскую нефть. В Белом доме заявили, что пока санкций в отношении энергетики нет, они находятся на рассмотрении.

На следующей неделе IHS Markit проводит ежегодную энергетическую конференцию CERAWeek в Хьюстоне. Выступят руководители многих энергетических компаний, в том числе Chevron, ExxonMobil, Total, Occidental Petroleum и ConocoPhillips, и ожидается, что основной темой конференции станет вопрос о том, чем заменить российские поставки нефти.

«Я думаю, мы говорим о потере от 2 до 3 млн баррелей в день», — сказал Джон Килдафф, партнер Again Capital. Bank of America подсчитал, что на каждый потерянный с рынка миллион баррелей цена Brent может вырасти на $20 за баррель.

Килдафф ожидает, что российская трубопроводная нефть продолжит поступать в Китай. Пекин заявил, что не присоединится к санкциям против России.

Аналитики говорят, что нефть, перевозимая судами, с большей вероятностью будет востребована покупателями.

«На этот раз мы сами отключаем нефть. Это добровольное эмбарго, — сказал Килдафф. — На этот раз имеет место забастовка покупателей, а не поставщиков».

Автор Тимофей Лапин

Источник finversia.ru