В целом, возврат казахстанцем своих долгов и управление правительством Казахстана государственным долгом имеет похожие детали, но принципиально различаются. У человека и долгов обычно меньше и стратегия их выплаты проще, и расчет на будущие доходы краткосрочнее. Например, люди не рассчитывают, что их долги будут выплачивать их дети, а государство берет займы на 30 лет , сообщает prodengi.kz.
Долг, это - обязательство, деньги или другие активы, которые кредитор передаёт заёмщику на определенный срок, с условием их возврата в будущем или выплаты вознаграждения. Долг позволяет людям или компаниям совершать те операции, на которые у них иначе не хватило бы финансовых возможностей.
Государственный долг состоит из долга правительства, обязательств компаний, банков и прочих организаций, по которым государство выступает гарантом, поручителем. Госдолг – это сумма полученных (освоенных) и непогашенных государственных займов, долговых обязательств, которая относится к долгу правительства, Национального банка или акиматов, без учета взаимных требований.
Правительство не раскрывает информацию по внешнему заимствованию
Государственный долг может быть внешним и внутренним: внешний долг представляет собой госзаймы и другие долговые обязательства правительства Казахстана и Нацбанка перед нерезидентами Казахстана, внутренний долг – это займы и долговые обязательства правительства, Нацбанка и акиматов перед резидентами Казахстана.
Конечные плательщики госдолга - казахстанцы, они погашают госдолг с помощью налоговых выплат.
Госдолг, в отличии от долга частного лица, − не всегда плохо. Рост госдолга не страшен, пока государство платежеспособно, а темпы роста экономики опережают темпы роста долга. Однако всегда есть долговой предел, после которого состояние государственных финансов становится хрупким. В странах Европы такой лимит установлен на уровне 60% от ВВП. В Казахстане предел госдолга зафиксирован в «Концепции управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года».
«В целях ограничения долговой нагрузки на бюджет расходы по обслуживанию правительственного долга к 2030 году не должны превышать 10% от расходов республиканского бюджета. В целом работа будет ориентирована на сдерживание роста госдолга, который не может превышать 32% к ВВП к 2030 году. При этом политика управления долгом будет направлена на поддержание правительственного долга на уровне не выше 27,5% к ВВП к 2030 году», - говорится в документе.
Уровень госдолга Казахстана в номинальном выражении долго считался невысоким и довольно стабильным. Устойчивость госдолга заключается в способности государства выполнить все обязательства по долгу без дополнительной финансовой помощи, поэтому здесь важны удельный вес долга в валюте и стабильность тенге. Долг, особенно, внешний, можно накапливать, когда цены на нефть и экономика растут, Нацфонд − не растрачивается, а ненефтяной дефицит - разница между расходами бюджета и его доходами, исключая нефтяные, снижается.
Ненефтяной дефицит бюджета Казахстана вместо снижения до 6% к ВВП вырос до 11,5%, сообщается в «Концепции управления госфинансами РК до 2030 года».
«В целях обеспечения сбалансированности государственного бюджета и Национального фонда налогово-бюджетная политика должна была формироваться исходя из постепенного снижения ненефтяного дефицита относительно ВВП до 6% к 2025 году», - говорится в концепции.
Из-за возросшего использования средств Национального фонда РК и снижения мировых цен на нефть, с 2015 года впервые наметилась тенденция сокращения валютных активов Нацфонда, которые по итогам 2015 года составили $63,4 млрд, снизившись с $70,8 млрд в 2013 году, и достигли $55,3 млрд в 2021 году, указывается в концепции.
Казахстану нужно пересмотреть политику по госдолгу, обеспечить большую устойчивость государственных финансов и управлять госдолгом, особенно его внешней частью, более прозрачно и тщательно, отмечал Всемирный банк.
Проблема «в долгах, как в шелках» разрешается
Мы живем в эпоху расходов, когда выбор вещей и услуг, которые можно приобрести, значительно превышает нашу способность платить за них. Этот дисбаланс может легко подтолкнуть людей к студенческим кредитам, кредитным картам, ипотеке и другим формам заимствования денег.
Главная проблема — как избавиться от долга? - Что рекомендуют специалисты?
– Есть стратегии, которые помогают избавиться от финансового бремени. Обычно, первый шаг таких стратегий - прекратить создавать долги: изменить свое поведение и привычки тратить деньги, перестать увеличивать долг прямо сейчас - избавиться от всех своих кредитных карт, пересмотреть бюджет, отказаться от роскошных поездок, абонементов в тренажерный зал или даже курения и алкоголя и использовать эти деньги, чтобы сократить долг.
Стоит составить список всех своих долгов, указав: кому должен, общую сумму долга, сроки выплаты и ежемесячные платежи и обновлять файл ежемесячно.
Платить по долгу надо больше минимального, убедившись, что кредит не предусматривает штрафы за досрочное погашение, делать дополнительные платежи, как только появляется возможность. Стоит продать ненужное, платить минимальную сумму по всем долгам, если их - несколько, кроме самого маленького долга, пока он не погасится, потом перейти к следующему небольшому долгу, а по остальным долгам выплачивать минимум.
Конечно, зарабатывать нужно достаточно, чтобы избавиться от долгов, можно взять кредит рефинансирования и, наконец, обратится за профессиональной помощью. Государство, чтобы выплачивать свои долги, должно поступать похоже, но не точно так.
Как сегодня выглядит процесс управления госдолгом
В Казахстане министерство финансов публикует на своем сайте отчеты о государственном долге, а Национальный банк – квартальные отчеты о платежном балансе и внешнем долге. Кто координирует управление государственным долгом – остается вопросом.
На сегодня принципы управления госдолгом разрознены, информация – непрозрачна, пределы госдолга – не ясны.
Так, концепция управления Нацфондом вводит ограничение по объему внешнего долга правительства, с учетом внешнего гарантированного государством долга (обязательств компаний, банков и прочих организаций, по которым государство выступает гарантом или поручителем) и внешнего долга квазигосударственного сектора размером валютных активов Нацфонда. Прогноз социально-экономического развития устанавливал верхние пределы квазигосударственного и госдолга 60% к ВВП. Стратегический план Минфина использует два показателя: лимит долговой нагрузки на бюджет или отношение затрат на обслуживание и погашение долга к доходам бюджета 15% и предел размера госдолга 50% к ВВП, установленный для стран-членов ЕАЭС.
В середине октября правительства вынесло постановление об изменении правил мониторинга и контроля за внешними и внутренними займами квазигоссектора: заемщики ежеквартально информируют комитет по управлению госимуществом Минфина по займам, указывая план привлечения займов на предстоящий пять лет для включения в реестр госимущества в электронном виде на веб-портале реестра, но опять-таки, за исключением АО «ФНБ «Самрук-Казына», который ежеквартально размещает информацию по займам с указанием плана привлечения займов на предстоящий пятилетний период на своем сайте.
Также, Минфин публикует ежемесячно информацию по объему требований по госгарантиям. Так, на 1 июля 2022 года долг по госгарантиям превышая 77 млрд.
Ежегодная оценка состояния и прогноза государственных и гарантированных государством заимствований и долга, которые должны совместно готовить Минфин, Нацбанк и Миннацэкономики, после 2015 года не публиковались.
В 2021 году отмечается рост объемов привлеченных внешних займов почти в 4 раза в сравнении с данными за 2020 год: 1,1 трлн. Тенге против 297 млрд тенге в 2020 году. Поступление займов осуществлено от: международных финансовых организаций – 882,4 млрд тенге, иностранных государств – 30,1 млрд тенге, государственных ценных бумаг, размещенных на российском рынке, со сроками обращения 5, 7 и 10 лет – 236,4 млрд тенге, отмечает Счетный комитет в «Заключение к отчету правительства РК об исполнении республиканского бюджета за 2021 год».
Отчет правительства по-прежнему не раскрывает информацию по внешнему заимствованию: сроки займов, процентные ставки, объемы выплаченных средств по основному долгу, по различным комиссиям и процентам в разрезе проектов, заемщиков и заимодателей, что не позволяет сделать полноценный вывод об обеспеченности таких бюджетных решений.
Хронические факторы, присущие для госорганов, реализующих проекты за счет средств внешних займов: неоднократное продление сроков по проектам с международными организациями, отставание от графика работ, привлечение займов на текущие непроизводственные цели, невостребованность средств внешних займов и их неэффективное использование.
В 2021 году на реализацию 12 переходящих проектов с международными финансовыми организациями (МФО) в республиканском бюджете предусмотрено 153 млрд тенге, освоение составило 128 млрд тенге или 84%. Подписанная сумма займа по данным проектам составила $4,3 млрд, освоено за весь период – 73%. В результате неэффективного управления проектами дополнительные расходы: выплаты единовременной комиссии и комиссии за резервирование займов, составили $16,7 млн, отмечает Счетный комитет.
В целом на погашение и обслуживание займов в 2021 году использовано 2,1 трлн тенге или 16,4% и 13,6% от всех доходов и расходов республиканского бюджета, соответственно. Ненефтяной дефицит республиканского бюджета по итогам 2021 года превысил 8 трлн тенге с ростом на 6% или 512 млрд тенге по сравнению с 2020 годом.
Счетный комитет инициировал поправки в Кодекс об административных правонарушениях по регламентации ответственности первых руководителей госорганов за неэффективное планирование и использование внешних госзаймов, в том числе за аннулирование.
Проект Закона в части установления административной ответственности руководителей госорганов за неэффективное планирование и использование средств государственных внешних займов одобрен мажилисом Казахстана.
Национальный фонд в 2021 году: снизили гарантированный, зато выделили целевой трансферт
Национальный фонд создан в 2000 году для обеспечения социально-экономического развития государства. Основной целью фонда определено формирование накоплений для будущих поколений и снижение зависимости республиканского бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках через выполнение с 2018 года по 2030 годы задач: стабилизация активов Нацфонда и недопущение дальнейшего сокращения, обеспечение сбалансированности бюджета и снижение зависимости бюджета от нефтяных доходов, сокращение ненефтяного дефицита, эффективное управление активами Нацфонда.
В сравнении с 2020 годом, поступления в Нацфонд за 2021 год, по данным Счетного комитета, сложились ниже на 1,2 трлн тенге, составив 4,3 трлн тенге. Прямые налоги от организаций нефтяного сектора увеличились на 1,2 трлн тенге, в том числе поступления КПН – на 0,5 трлн тенге (на 126%), налога на добычу полезных ископаемых – на 86 млрд тенге (на 32%), доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам – на 369 млрд тенге (на 87%), по рентному налогу на экспорт – на 239 млрд тенге (на 149%). Объем поступлений от приватизации республиканской собственности составил 10 млрд тенге.
Инвестиционный доход от управления Нацфондом по итогам 2021 года ниже уровня 2020 года (4,1 трлн тенге) на 2,4 трлн тенге (всего 1,7 трлн тенге). Сумма гарантированного трансферта в 2021 году снизилась на 2,1 трлн тенге. Однако дополнительно был выделен целевой трансферт 1,8 трлн тенге. Одновременно выросли расходы, связанные с управлением Нацфондом и проведением ежегодного внешнего аудита на 4 млрд тенге. В итоге чистые накопления Нацфонда понесли убытки на 198 млрд тенге, составив 28 трлн тенге. Активы Нацфонда на конец 2021 года составили $55,3 млрд со снижением к январю 2021 года на 42,4 млрд (в 2019 году – $61,8 млрд, в 2020 году - $58,7 млрд), достигнув уровня октября 2018 года ($55,6 млрд). За последние годы накопления Нацфонда приблизились к уровню неснижаемого остатка в 30% к ВВП.
В 2021 году поступления в республиканский бюджет из Нацфонда составили почти 4,5 трлн тенге, в том числе: 2,7 трлн тенге или 98,9% к плану - гарантированного трансферта. До 1 января 2021 года гарантированный трансферт из Нацфонда выделялся без целевого назначения. В 2021 году средства гарантированного трансферта в сумме 2,7 трлн тенге выделены министерству труда и социальной защиты населения по бюджетной программе «Социальное обеспечение отдельных категорий граждан и их сопровождение по выплатам», в том числе: на солидарные пенсии – 1,9 трлн тенге, государственные базовые пенсионные выплаты - 0,8 трлн тенге, с исполнением в 100% в виде целевого трансферта, освоение по которому составило 93,1% к плану (1,7 трлн тенге). Расходы, связанные с управлением Нацфонда и проведение ежегодного аудита, в 2021 году составили 19 млрд тенге.
Всего за 2015-2021 годы за счет трансфертов из Нацфонда профинансировано расходов на сумму 24,7 трлн тенге. На 2021 год приходится самый большой объем средств, выделенных в виде целевого трансферта из Нацфонда - в 1,7 раз выше среднего значения в анализируемом Счетным комитетом периоде (1 трлн тенге).
В 2021 году целевой трансферт из Нацфонда распределен на 71 направление по 126 бюджетным программам. Преимущественно средства направлены на текущие мероприятия – 55,7% или 1 трлн тенге. С 2017 года доля таких расходов за счет целевых трансфертов из Нацфонда, выросла почти вдвое (2015 год – 33%, 2016 год – 41%, 2017 год – 72%).
Финансирование программ развития осуществляется в условиях распыления средств и софинансирования инвестпроектов из других источников (РБ, МБ, частные инвестиции), что не позволяет оценить эффективность использования средств самого Нацфонда. Так, в 2021 году за счет целевого трансферта профинансировано порядка 1 860 инвестиционных проектов на 819 млрд тенге (в среднем 440 млн тенге на 1 проект). При этом доля средств Нацфонда в общем объеме финансирования таких проектов варьирует от 13,3% до 100%. Согласно Концепции, целевые трансферты из Нацфонда выделяются по решению президента для финансирования антикризисных программ в периоды спада экономики или замедления темпов роста экономики и неокупаемых социально значимых проектов национального масштаба, стратегически важных инфраструктурных проектов при отсутствии альтернативных источников их финансирования, отмечает Счетный комитет.
Есть риски использования средств Нацфонда на финансирование мероприятий, не являющихся антикризисными мероприятиями или неокупаемыми социально значимыми проектами. Нацфонд используется исключительно как дополнительный источник покрытия дефицита бюджета без целевого ориентира на рост экономики и снижения зависимости республиканского бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках. Более того, отсутствует генеральная линия по использованию средств Нацфонда через их концентрацию на поддержку конкретных секторов экономики. Фактически это порождает параллельное финансирование однотипных проектов (мер господдержки) из республиканского бюджета и Нацфонда, в отдельных случаях, допуская превышение стоимости проектов, профинансированных за счет средств Нацфонда.
Например, стоимость проекта, кредитуемого (микрокредитование) за счет средств Нацфонда дороже аналогичного проекта за счет республиканского бюджета на 13% (10,9 млн против 9,6 млн тенге). Средства используются с отклонением от изначально заявленных статей затрат.
Также финансирование направляется вместо решения заявленных проблем на косвенные административные нужды конечных получателей средств Нацфонда. Например, министерство экологии, геологии и природных ресурсов заявлена потребность в финансировании из Нацфонда мероприятий по посадке 2 млрд деревьев в лесном фонде в течение 5-ти лет, увеличению объема производства и экспорта рыбной продукции. Фактически часть расходов - 0,7 млрд тенге направлены на приобретение легковых автомобилей и других транспортных средств, оборудование и ноутбуки для подведомственных предприятий.
Автор Людмила Валентинова
Источник prodengi.kz