В ближайшее десятилетие мы можем ожидать усиления климатических опасностей, результатом чего станут голод, ущерб в триллионы долларов и непропорциональный урон для стран, внесших наименьший вклад в глобальное потепление , сообщает forbes.kz .

Искусственный интеллект на страже экологии

Хуже того, надвигается глобальный кризис биоразнообразия: экосистемы разрушаются до предела, а вымирание видов ускоряется пугающими темпами. Здесь бедные тоже страдают несоразмерно.

Чтобы справиться с этим двойным кризисом в необходимых масштабах и темпе, международное сообщество должно изменить свой подход. Исторически так сложилось, что глобальные соглашения по решению проблем изменения климата и утраты биоразнообразия заключались порознь, хотя эти два вопроса тесно взаимосвязаны. Более того, этот процесс был омрачен структурным неравенством, дисбалансом сил и приоритетом национальных и коммерческих интересов над глобальным общим благом.

Ни человеческие общества, ни поддерживающие их природные системы не могут хорошо работать изолированно. Сложные, динамично взаимодействующие задачи требуют решений, основанных на системном мышлении и полном учете всех данных. Однако выборки релевантных данных огромны и постоянно меняются. Мы не в состоянии ориентироваться в них самостоятельно. Нам нужен второй пилот.

После недавних открытий эту роль может сыграть искусственный интеллект (ИИ). Технология оказалась наиболее полезной для анализа массивных наборов данных, выявления закономерностей и прогнозирования поведения. Это вполне может стать ключом к разрешению пересекающихся кризисов климата, биоразнообразия и неравенства, и начинать стоит с международных переговоров.

Например, ИИ мог бы значительно улучшить международные переговоры, выявив до сих пор игнорируемые связи между вопросами биоразнообразия и климата. Подобные выводы оправдывают создание более формализованных, взаимосвязанных отношений между Рамочной конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата и Конвенцией ООН о биологическом разнообразии — двумя органами, которые ведут переговоры по соглашениям отдельно друг от друга.

ИИ также может пролить свет на более широкие последствия таких договоренностей, как Парижские климатические соглашения, и многих зарождающихся отраслевых инициатив, посвященных таким вопросам, как водные ресурсы, энергетическая безопасность и океаны. В настоящее время в интересах углубления глобального сотрудничества было заключено не менее 250 000 договоров, однако более широкий эффект от всей этой дипломатии был посредственным.

Возможности прогнозирования и аналитическая точность ИИ могут помочь решить эту проблему. Обрабатывая огромные объемы данных из этих договоров, ИИ может выявлять любые конфликты, противоречия или пробелы, тем самым помогая предотвратить дублирование усилий, разрешать разногласия и гарантировать, что ни один важный вопрос не останется без внимания.

Один из примеров такого потенциала можно увидеть в сфере торговых соглашений. Лаборатория правовой аналитики в Университете штата Джорджия использует искусственный интеллект для выявления конкретных юридических положений, оказывающих наибольшее влияние на торговые споры, и для углубления понимания того, как формулировка договора влияет на исход международных споров. Точно так же ИИ можно использовать для анализа природоохранных договоров, чтобы определить, какие факторы или положения приводят к успешным экологическим результатам, либо для выявления потенциальных конфликтов между договорами.

Кроме того, ИИ также может способствовать созданию глобальной базы данных договоров, где участники переговоров могут быстро искать в существующих соглашениях аналогичные положения, сверяться с прецедентами и избегать противоречий. Такая система обеспечит гармонизацию договоров, способствуя созданию более эффективной глобальной дипломатической экосистемы.

Наконец, предоставляя странам с низким и средним уровнем дохода доступ к самым передовым аналитическим данным, ИИ также может помочь исправить дисбаланс сил, который препятствует реальному прогрессу в области изменения климата и биоразнообразия. Партнерство между ведущими разработчиками ИИ и развивающимися странами может создать инструменты для сбора всех релевантных данных о биоразнообразии, климате и экономике страны в доступном формате.

В то время как более богатые страны, как правило, участвуют в глобальных переговорах при поддержке огромного числа влиятельных юристов и аналитиков, страны с низким уровнем дохода часто испытывают трудности с отправкой даже одного представителя. Это несоответствие было очевидно на конференции ООН по изменению климата (COP27) в прошлом году. Хотя на встрече был достигнут более представительный баланс по сравнению с предыдущими COP, самая большая делегация, из Объединенных Арабских Эмиратов, насчитывала более 1000 человек, тогда как более 100 стран имели 50 или меньше делегатов, а некоторые прислали лишь одного или двух. Благодаря ИИ такие маленькие страны, как Бутан, представленный на COP27 15 делегатами, могли внезапно получить доступ к тем же данным и аналитическим возможностям, что и страны с армией экспертов.

Но дело не только в цифрах. Страны с низким уровнем дохода все еще догоняют остальной мир в плане технологий и исследовательского опыта, и эта асимметрия усугубляется глобальным цифровым разрывом. По данным Конференции ООН по торговле и развитию, на Соединенные Штаты и Китай совместно приходится 50% мировых гипермасштабных центров обработки данных, 70% ведущих мировых исследователей ИИ и 94% всего финансирования стартапов в области ИИ.

Мы можем преодолеть последствия такой концентрации, предоставив ИИ-помощников развивающимся странам, а не дожидаясь, пока они разработают свои собственные технологии. Это позволит делегатам оценивать последствия заключенных соглашений для законов, возможностей и интересов их собственной страны в режиме реального времени, что значительно улучшит их процесс принятия решений.

Разумеется, ИИ не является панацеей, и, как недавно заметил Билл Гейтс, он сопряжен с определенными рисками. ИИ не может заменить человеческое творчество, интуицию и интеллект. При своей непревзойденной скорости и точности в анализе данных он не может выносить этических суждений или определять, являются ли результаты справедливыми. Более того, алгоритмы, которые информируют ИИ, сами могут быть подвержены глубоко укоренившимся предубеждениям. Этические и политические решения по-прежнему требуют чуткого человеческого вмешательства.

Чтобы ориентироваться в революции ИИ, мы должны понимать потенциал технологии и ее ограничения, а также нашу собственную ответственность за обеспечение ее честного и этичного использования. Мы должны защищаться от предвзятых данных и сохранять бдительность в отношении возможных взломов и манипуляций. Если мы сможем это сделать, то с пути к цели построения устойчивого и справедливого будущего нас не собьют даже времена, когда надежда теряет свою власть в общественном сознании.

Автор Максвелл Гомера

Источник forbes.kz