За покупки, оплаченные картами, банки начисляют кэшбэк — возврат части стоимости товара или услуги. Программы лояльности есть в большинстве финансовых организаций. С их помощью кредитные учреждения стимулируют клиентов чаще совершать безналичные операции: за них банк, выпустивший карту, получает от банка — оператора POS-терминала комиссию, частью которой и делится с клиентом. В зависимости от банка, это 1–5% от суммы покупки , сообщает banki.ru .

Лучшие кэшбек-сервисы для покупок в интернете | ichip.ru

Вместе с экспертом Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России Марией Соловиченко разобрались, что происходит с вознаграждением, если потребитель возвращает покупку.

Каким бывает кэшбэк

У каждого банка свои условия по кэшбэку. Одни финансовые организации начисляют вознаграждение по фиксированной ставке (обычно 0,5–1,5%). Другие — предлагают клиентам выбрать категории, за покупки в которых возвращают повышенный кэшбэк: как правило, 3–5%. Размер вознаграждения в третьих банках зависит от суммы оборота по карте — чем больше денег потратит клиент, тем больший процент кэшбэка он получит.

Также, в зависимости от кредитной организации, отличаются типы кэшбэка. Вот каким может быть вознаграждение:

  • Деньги. Банк возвращает часть стоимости покупки рублями на карточный счет клиента. Такой кэшбэк можно тратить без ограничений, как обычные деньги. 
  • Бонусы. В зависимости от банка, бонусы можно обменивать на рубли, на товары или услуги у партнеров банка или компенсировать ими уже оплаченные покупки. Срок действия бонусов, как правило, ограничен.
  • Авиамили. Аналог бонусов, которыми можно компенсировать стоимость билетов на самолет или поезд, гостиницы, путевки, аренды автомобиля и прочие туристические расходы. Для владельцев тревел-карт нередко предусмотрены привилегии: например, по карте All Airlines Тинькофф Банк дарит годовую страховку для путешественников. А по карте Росбанка «#МожноВсё Премиальная» полагаются бесплатные трансферы в аэропорт и доступ в бизнес-залы.

Как осуществляется процесс начисления кэшбэка

При оплате товара или услуги картой сроки и условия начисления кэшбэка опять же зависят от программы лояльности банка. Как правило, вознаграждение начисляется раз в месяц: либо в начале (за покупки, совершенные в прошлом месяце), либо в день выписки сразу за весь расчетный период. Например, банк формирует выписку каждый месяц 15 числа. 15 августа банк вернет кэшбэк за период с 16 июля по 14 августа. Дата выписки индивидуальна для каждого клиента и зависит от даты активации карты.

Что происходит с кэшбэком при возврате товара

По закону потребитель может обменять или вернуть непродовольственный товар надлежащего качества в течение 14 дней со дня покупки, если он не подошел по размеру, форме, фасону, расцветке или комплектации. Есть исключения — непродовольственные товары, которые вернуть не получится, если они надлежащего качества:

  • медикаменты и медицинская техника,
  • косметика, предметы личной гигиены,
  • нижнее белье, чулочно-носочная продукция,
  • ювелирные изделия,
  • бытовая химия,
  • мебель,
  • растения и др. 

Также не подлежат возврату продовольственные товары надлежащего качества.

Если потребитель возвращает товар, не подпадающий под исключения, или товар с браком или истекшим сроком годности, банк может отозвать начисленный кэшбэк. Как правило, вознаграждение начисляется только при действительной покупке, если же она аннулируется, кэшбэк отменяется, говорит Мария Соловиченко. В случае, когда товар возвращен после начисления вознаграждения, банк не начислит или спишет кэшбэк в следующий расчетный период.

«Бывают исключения. Например, некоторые банки позволяют сохранить кэшбэк, если клиент купил некачественный товар, а затем вернул его в магазин», — добавляет эксперт. Обратите внимание! Банковские программы лояльности напрямую законодательством не регулируются. У каждой финансовой организации есть собственный перечень правил, которые регулируют программу лояльности. Отталкиваясь от этих условий, банк может отозвать вознаграждение по своему усмотрению, в том числе если заподозрит, что клиент «злоупотребляет» программой лояльности. Например, когда использует карту только для получения кэшбэка: оплачивает покупки только в категориях повышенного вознаграждения или расходует подозрительно много в таких категориях (банк может заподозрить, что клиент передает карту третьим лицам).

Должен ли банк уведомлять о списании кэшбэка

Порядок отзывы кэшбэка или отказа в его зачислении также остается на усмотрение банка. Обычно финансовые организации специально не уведомляют клиентов. Например, в «Тинькофф» информация об отмене зачисления вознаграждения за возврат покупки появляется в мобильном приложении — в разделе «Кэшбэк и бонусы».

Какие документы нужны для возврата

  • Чек. Подойдет электронный.
  • Паспорт.
  • Заявление с указанием причины возврата.

Автор Елена Трегубова

Источник banki.ru