При правильном подходе положение о КТ поможет компании заработать миллионы, в ином случае предприниматель способен многое потерять. Какая информация считается секретной и зачем ее прятать от чужих глаз, сообщает digitalbusiness.kz.
Фото: depositphotos.com
В чем суть коммерческой тайны?
Если вкратце, коммерческая тайна подразумевает любые ценные сведения о фирме, благодаря которым бизнес сохраняет позиции на рынке, приумножает доходы и избегает рисков. Более точно термин коммерческой тайны в РК определяет подпункт 16 статьи 1 закона «О частном предпринимательстве». Он гласит, что владелец компании сам устанавливает, какая информация станет секретной и как ее охранять. Доступ к коммерческой тайне получит определенный круг лиц, а ее обнародование чревато потерями для предприятия. Кроме этого, важно понимать:
Сведения, составляющие коммерческую тайну, могут потерять актуальность, став общедоступными;
Стоит регулярно следить за изменениями в законодательстве и применять новые методы для защиты КТ.
Зачем бизнесу нужна коммерческая тайна в Казахстане
- Рост заработка. Секретная информация помогает сократить затраты и повысить продуктивность любых направлений компании;
- Конкурентоспособность. За счет уникальных решений и организации бизнеса фирме удается удерживать позиции на рынке;
- Защита от плагиата. Режим коммерческой тайны в Казахстане поможет избежать кражи идей, секретов производства и т.д.
Каковы признаки коммерческой тайны в Казахстане?
Термины «коммерческая информация» и «коммерческая тайна» очень схожи, но это не одно и то же. Первый — более обширный. Он подразумевает все направления деятельности компании: техническое (новые изделия и продукты), производственное (используемые материалы, расширение площадей, технологии). Все это может стать и коммерческой тайной, но тогда она должна обладать рядом признаков:
- Секретность. Это главная составляющая, без нее толку нет. Обнародованные данные коммерческой тайны влечет серьезные убытки для компании;
- Доступ к коммерческой тайне могут получить лишь определенные люди;
- Владелец компании сам выбирает, какие сведения станут коммерческой тайной, и делает все возможное, чтобы избежать утечки;
- Коммерческая тайна не приравнивается к секретам на уровне государства. Это сведения, связанные только с политикой предприятия.
Что является коммерческой тайной?
PR-стратегии, отчеты бухгалтерии, ноу-хау, анализ доходов и расходов — это далеко не все составляющие коммерческой тайны. К ней также относятся:
- Методы управления компанией;
- Ее капитал;
- Бухгалтерские и налоговые отчеты;
- Сведения о расширении площадей или приобретении материалов;
- Информация об импорте и экспорте;
- Данные о поставщиках, покупателях или потребителях услуг;
Что не является коммерческой тайной?
Как уже сказано выше, руководитель фирмы сам определяет, что включить в КТ. Вариантов у него много, но не бесконечное количество. Есть несколько моментов, которые точно не станут коммерческой тайной в Казахстане. Это, например:
- Информация об операциях с недвижимостью;
- Данные о госрегистрации или ликвидации фирмы;
- Сведения об охране труда и выплате зарплаты сотрудникам;
- Документы, относящиеся к государственной статистической отчетности;
- Материалы из устава юрлица;
- Информация об имеющихся вакансиях.
Какие меры по защите коммерческой тайны существуют?
Первое, что нужно сделать, чтобы избежать утечки секретной информации, это установить в компании режим КТ. Для этого собрать сведения, составляющие коммерческую тайну, определить, у кого будет доступ к ней, выпустить соответствующий указ и уведомить об этом персонал.
Непосредственно защита коммерческой тайны подразумевает:
- Соблюдение конфиденциальности. Закрытые данные о предприятии находятся в руках узкого круга доверенных лиц, которые понесут наказание за разглашение коммерческой тайны;
- Технические меры защиты. К ним относятся, например, камеры видеонаблюдения, симметричное и асимметричное шифрование данных, ограничение доступа к серверам. Как вариант, можно использовать DLP- и SIEM-системы. Первые созданы как раз для того, чтобы сведения коммерческой тайны не попали в чужие руки и отслеживания действий сотрудников на рабочих местах. Вторые — для поиска и ликвидации угроз раньше, чем они навредят фирме.
- Специальная маркировка или гриф «коммерческая тайна». Их нужно нанести на документы и любые носители, которые содержат информацию о КТ.
- Соглашения о неразглашении. Они составляются со всеми сторонами, участвующими в компании и имеющими отношение к коммерческой тайне — сотрудники, партнеры, поставщики.
Что будет за разглашение коммерческой тайны?
В соответствии со статьей 126 Гражданского кодекса Казахстана «Служебная и коммерческая тайна», люди, разгласившие секреты фирмы, обязаны возместить потери и понести наказание. Есть разные виды ответственности за обнародование коммерческой тайны в бизнесе:
- Дисциплинарная, пожалуй, самая безобидная. Виновный либо получит выговор, либо его уволят. Так гласит Трудовой Кодекс РК.
Согласно статье 185 кодекса РК об административных правонарушениях, разглашение сведений, содержащих коммерческую, банковскую тайну влечет штраф в размере 50 месячных расчетных показателей. - Часть 2 статьи 223 уголовного кодекса РК подразумевает, что незаконный сбор данных путем похищения документов, угроз, подкупа, перехвата связи, проникновения в компьютер, применение специальных технологий, влечет штраф в размере до 2 тыс. МРП, исправительные работы, общественные работы до 600 часов. Также возможно ограничение или лишение свободы до двух лет.
- Эта же статья УК РК предполагает, что разглашение или использование данных коммерческой тайны, совершенное из корысти и повлекшее ущерб, влечет штраф до 3 тысяч МРП, исправительные работы, общественные работы до 800 часов, ограничение или лишение свободы до 3 лет.
Автор Каролина Губаревич
Источник digitalbusiness.kz