В шведской компании уверены, что внедрение нового стандарта выгодно и людям, и бизнесу, и государству.
Когда в Казахстане можно будет скачать фильм за секунду? Нужен ли новый стандарт мобильной связи заводам, где порой станки стоят с прошлого века? Вредно ли излучение от вышек 5G? На эти и другие вопросы ответил генеральный директор Ericsson в Центральной Азии и Монголии Айдын Абжанбеков.
Во всем мире идет активное развертывание сетей 5G, но именно Ericsson первым запустил коммерческие сети нового поколения на четырех континентах. Операторы в разных странах делают свой выбор в том числе в пользу оборудования Ericsson. Почему? Что уникального вы предлагаете рынку?
- Ericsson - мировой лидер в сфере телекоммуникационного оборудования и решений для операторов связи. Мы фокусируемся на том, что делаем лучше всего – передовые технологии и инновации связи. За последние два года в Ericsson существенно увеличил инвестиции в исследования и разработки, у компании 34 R&D-центра по всему миру.
Стандарт 5G — это продукт коллективный. Все стандарты, начиная с 2G, 3G, 4G, 5G - это коллективная разработка, в которую Ericsson всегда делает самый большой вклад. Согласно анализу Bird & Bird, Ericsson владеет наибольшей долей патентов на 5G (15,8%).
Почему мы первые в технологии 5G? Мы первый поставщик оборудования, который запустил сеть 5G в коммерческую эксплуатацию. Это не одна базовая станция, не тестовая зона, это продукт, который можно пойти и купить, получив доступ к 5G с телефона в реальных сетях операторов. Более 100 операторов по всему миру подписали с нами коммерческие контракты на развертывание сетей 5G, сегодня на нашем оборудовании развернуто более 60 коммерческих 5G-сетей на 4 континентах.
В Казахстане наш крупнейший партнёр – Kcell. На днях компания отпраздновала свое 22-летие. И мы вместе все эти 22 года. С конца 2016 года всё оборудование, которое мы поставляем Kcell, готово к запуску 5G. Это уникальное преимущество, которые мы предлагаем операторам связи. С 2015 года мы отгрузили нашим клиентам около 5 млн аппаратных радиостанций с поддержкой 5G, в том числе и для рынка Казахстана.
Оборудование, которое вы поставили Kcell, готово к запуску 5G. Что это означает?
- Наш продукт Ericsson Radio System (ERS), с 2015 года находящийся в коммерческом производстве, 5G Ready, то есть готов к 5G. Для того чтобы запустить 5G, если стоит базовая станция, не нужно менять оборудование — достаточно включить функционал 5G простым обновлением ПО. А использование функционала ESS (Ericsson Spectrum Sharing) позволяет внедрить 5G в существующих диапазонах и динамически распределять нагрузку между 4G и 5G на одной и той же частоте – каждую миллисекунду.
Оператор SK Telecom, с которым мы первые в мире развернули 5G технологию для смартфонов в Южной Корее, поделился результатами первого года после запуска: 4,5 млн абонентов к концу 2019, позитивная динамика ARPU в 2019. Трафик абонента, перешедшего с услуг 4G на услуги 5G, вырос в два раза. Владельцы 5G-смартфонов в 7 раз больше пользуются VR-услугами, в 3,6 раза больше смотрят потоковое видео и в 2,7 раза чаще пользуются игровыми приложениями, чем пользователи 4G-смартфонов (по данным за февраль 2020 года).
Что в таком случае задерживает повсеместное внедрение нового стандарта?
- Дело за решением, на каких частотах будет работать 5G и за наличием мобильных устройств, способных работать в новом стандарте. Если правительство Казахстана примет решение запускать сеть в тех же диапазонах, на которых работает 3G или 4G, то ничего не нужно будет менять, 5G может быть включено простым удаленным обновлением программного обеспечения базовой станции. Если регулятор примет решение внедрять 5G в другом частотном диапазоне, то запустить 5G можно будет минимальной модернизацией аппаратной части.
Технология 5G открывает принципиально новые возможности для государства, операторов, промышленности и, конечно пользователей. Также 5G станет платформой для формирования новой экосистемы цифровых сервисов.
Отмечу, что 5G не заменит 4G, а будет развиваться эволюционно: сначала появится в густонаселенных районах городов, университетах, ТРЦ, потом будет постепенно покрывать весь населенный пункт и только затем дойдет до «коврового» покрытия большей части населения. То есть 5G придет сначала туда, где будет спрос, где есть много людей с аппаратами, которые поддерживают этот стандарт.
В чем заключаются достоинства коммерческих сетей на основе 5G, кроме более высокой скорости передачи данных?
- Когда разрабатывались стандарты 5G, фокус делался на производительность, доступность, надежность, особое внимание уделялось безопасности и защищенности, которая рассматривалась не как дополнение, а в качестве базиса технологии. Защищенность сети критически важна для бизнеса, особенно когда многие процессы происходят в online-режиме и через интернет передается много конфиденциальной информации. При реализации таких проектов одним из главных приоритетов становится повышение защищенности при обмене данными.
Ericsson применяет особый подход к разработке архитектуры сетей 5G и построению решений на их основе. Компания использует так называемый принцип Security-by-Design — все решения изначально создаются с учетом требований по обеспечению безопасности.
В Казахстане уже началось тестирование сетей 5G. Насколько успешно оно прошло?
- Тесты мы проводили в рамках меморандума о взаимопонимании, который подписали с Казахтелекомом в конце февраля 2019 года в Барселоне на Всемирном мобильном конгрессе. Мы сделали тестовую зону в Алматы в Esentai и добились пиковых скоростей - до 17 гигабит в секунду в расчёте на 1 устройство при среднем значении 15 Гб/с. Чтобы понять, насколько это большая скорость, мы можем сейчас включить программу speedtest на LTE и скорее всего получим 15 мегабит в секунду, максимум - 100 мегабит. 15 мегабит и 15 гигабит - это разница в 1000 раз. Можно за секунду скачать 10 фильмов в HD-качестве.
Сеть нового поколения связывают с Индустрией 4.0. Считается, что новые сети нужны больше машинам, а не людям. Казахстан пока остается развивающимся рынком и отстает от мировых промышленных гигантов. Да и население у нас небольшое. Нужны ли нам сети 5G? Станут ли они коммерчески успешными в ближайшие годы?
- Можно ответить сразу - да, нужны. Казахстан не самая густонаселенная страна, но, если говорить о странах бывшего Союза, Казахстан — это вторая экономика после России по размеру ВВП. В Центральной Азии Казахстан, безусловно, экономика №1, да и по развитию телекоммуникационной отрасли Казахстан является лидером.
В РК есть развитые промышленные отрасли, например добыча углеводородов. Во всех отраслях растет объем данных, повышается сложность систем, и предприятиями становится сложно управлять. Если говорить о любой добывающей отрасли, то мы видим тенденцию к росту частных телекоммуникационных сетей, так называемых private networks. Например, в крупной компании многочисленному персоналу нужна связь, плюс работают множество датчиков на оборудовании, на трубопроводах и т.д. Пока чаще всего показания датчиков передаются сотрудниками по рации, их принимает оператор, заносит в базу данных вручную.
Все больше компаний видят потребность в автоматизации — чтобы показания с датчиков снимал не человек, а автоматика в режиме реального времени. А значит, нужна система, чтобы собирать данные, оперативно их анализировать, повышать эффективность и безопасность, внедрять предиктивную аналитику, предотвращать аварийные ситуации до их появления. И здесь у компании есть два пути: заниматься разработкой системы самим (но это не их ключевая компетенция) либо покупать готовое отраслевое решение. Предприятия приходят к выводу, что эффективнее внедрять отраслевые решения, предложенные телекоммуникационными компаниями.
Развертывание таких сетей происходит на неких закрытых объектах. Это может быть фабрика по производству автомобилей, электромобилей, где закрытая сеть 5G используется исключительно для обслуживания бизнеса и производственных процессов - такие проекты уже запущены компанией Ericsson в Германии, в частности, в партнерстве с Vodafone и e.GO, а также с концерном Daimler.
В итоге Индустрия 4.0 творится руками мобильных операторов. Основные задачи по цифровизации, поставленные в послании президента РК, решаются с помощью сетей операторов связи, в первую очередь мобильных операторов. А мы помогаем операторам строить сети.
Понимаете, 5G - это не только высокая скорость передачи данных. Мы определяем стандарт 5G как кровеносную систему будущей цифровой экономики. Скоро все системы в различных отраслях будут завязаны на 5G. В «умном городе» информация с камер будет передаваться по сетям 5G. Обеспечение электроэнергией, начиная от генерации до потребления, от датчиков на турбинах ГЭС до бытовых счетчиков, будет контролироваться через 5G. Уже сейчас реставраторы могут возвращать облик древним статуям или управлять роботизированной техникой удаленно по сетям 5G. А в сентябре этого года было опубликовано видео с созданием первой татуировки на расстоянии при помощи 5G. Представьте, 3 года назад, будучи в Барселоне на мобильном конгрессе, я управлял экскаватором на севере Швеции. Спектр применения стандарта 5G будет огромен, так же как и его роль в жизни людей.
Возвращаясь к вопросу, насколько это нужно Казахстану, хочу сказать, что для любой страны важно повышать эффективность экономики, и Казахстану - особенно. А для Ericsson это очень важно, потому что наша компания присутствует в Казахстане более 120 лет. Первый телефонный коммутатор Ericsson на 48 абонентов был установлен в Семипалатинске в 1899 году. Можно сказать, что фиксированная телефонная связь в Казахстане начиналась с компании Ericsson, и мы очень гордимся, что каждая новая технология, включая мобильную связь, приходит в Казахстан тоже с нами.
Ericsson внедряет передовые технологии, автоматизируя собственные производственные предприятия в Европе, США, Китае. Наши производственные мощности позволяют поддержать мобильных операторов с развертываением 5G сетей. Свою миссию мы видим в обеспечении доступности всех самых инновационных технологий всем гражданам Казахстана одновременно с другими развитыми рынками. А через доступность современных технологий мы приходим к развитию экономики, росту конкурентоспособности Казахстана глобально, росту благосостояния и качества жизни людей. В мире неоднократно проводились исследования, которые подтвердили положительное влияние скоростного интернета на развитие экономики страны и общества в целом. Так, экономисты Ericsson Research и Imperial College London провели совместное исследование, опираясь на опыт 135 стран мира, и пришли к выводу, что увеличение покрытия широкополосного доступа на 10% приводит к росту ВВП страны на 0,8%.
Связь - это не только общение между людьми, сейчас это все – доступ к любой информации, рост компетенций, доступ к образовательным программам, недоступным ранее, развитие новых бизнес-моделей, недоступных ранее, прямой диалог с государством и облегченный доступ к государственным услугам. Все это в итоге приводит к процветанию, к росту, к повышению эффективности. Все это важно, очень важно!
В пандемию коронавируса огромные нагрузки испытывали мобильные сети — значительная часть жизнь человечества перешла в онлайн. Может ли ускоренное развертывание 5G решить эти проблемы?
- Пандемия COVID-19 показала слабые места существующих сетей связи — как Wi-Fi, так и мобильных — 2G/3G и LTE. Операторы по всему миру предпринимают энергичные шаги по модернизации своей инфраструктуры за счет внедрения технологий 5G.
Согласно Ericsson Mobility Report, на горизонте пяти лет, до 2025, глобально произойдет пятикратный рост трафика. Рост трафика обусловлен просмотром потокового видео в высоком разрешении. Если взять отчет одного из казахстанских операторов, то увидим, что трафик за год с конца 2018 до конца 2019 вырос на 67%, достигнув объема 1,3 эксабайта. Это миллиард фильмов в HD-качестве. Людям сегодня нужно, чтобы все было доступно «на кончиках пальцев», мы создаем 5G с запасом на года вперед.
5G позволяет гибко использовать весь доступный частотный спектр – от 600 МГц до 38 Ггц, и делает это намного эффективнее, чем любой другой стандарт, позволяя по той же полосе пропустить намного больше трафика с минимальными задержками. Поэтому в этом отношении 5G, конечно, поможет снизить нагрузку, увеличивая емкость сетей. Сравните, что мы смотрели в интернете 10-20 лет назад и сейчас. От текстовой информации перешли сначала к картинкам, а теперь в основном смотрим видео. Контент становится тяжелее, потребности — выше, абоненты – требовательнее.
Может ли 5G способствовать уменьшению углеродного следа человека? Есть ли конкретные кейсы, связанные с этим?
- Ericsson давно следует политике по уменьшению углеродного следа, ежегодно тратя около $5 млрд на НИОКР. Более 25% наших сотрудников заняты в новых разработках.
5G-технология является более энергоэффективной. На тех сетях, где оборудование модернизировано до 5G и где внедрены наши новейшие решения в управлении радиосайтами с помощью искусственного интеллекта, телеком-операторы зафиксировали снижение энергопотребления до 15%.
Говоря о реальных сценариях применения 5G, Ericsson в партнерстве с мобильным оператором Telia и создателем электрокаров Einride работает над проектом по созданию грузового флота машин, которым не требуется водитель, и которыми будут управлять и мониторить по 5G-сети. По данным Emission, использование грузовых машин на автопилоте могли бы помочь уменьшить выбросы СО2 на 90%.
Следующий пример - логистическое предприятие, на котором для перевозки грузов применяются автопилотируемые транспортные средства, а управление ими осуществляется через беспроводную 5G-сеть. Проект также реализован в партнерстве с оператором связи Telecom Italia. Ericsson развернул сеть 5G, решение на базе технологий AR и систему эксплуатации с применением технологий искусственного интеллекта, чтобы добиться повышения производительности, а также чтобы обеспечить экологичность работы порта в Италии.
Но у 5G много противников, которые считают, что сети нового поколения негативно влияют на здоровье человека и животных. Что показывают исследования вашей компании в этой области?
- С точки зрения вредности 5G, основной аспект, который пугает людей, - это излучение. Но что такое излучение? Звук, музыка - это тоже излучение, излучение в том спектре, которое воспринимает человеческое ухо. Солнечный свет — это тоже излучение, в том спектре, который воспринимает человеческий глаз. Излучение - это и телевизионный сигнал, и радиоволны.
Согласно экспертным заключениям уровень электромагнитного излучения от 5G будет таким же, как и от существующих мобильных сетей. Излучение от оборудования сотовой связи является неионизирующим – такие радиоволны в течение многих лет используются для работы радио и телевидения. Не стоит это путать с радиоактивным излучением, а именно гамма-лучами – типом ионизирующего вредного излучения от ядерных материалов, не имеющих ничего общего с мобильной связью.
Излучение, которое идет от сетей мобильной связи, очень низкое и жестко регламентируется во всех странах. Есть четкие требования Всемирной организацией здравоохранения по максимальной выходной мощности как вышек сотовой связи, так и телефонов/терминалов, которые принимают или посылают сигнал. Безвредные для здоровья людей нормы излучения от базовых станций и устройств мобильной связи установлены независимыми международными организациями, в частности ВОЗ и Международной комиссией по защите от неионизирующих излучений (ICNIRP). И эти нормы значительно выше пороговых значений всех имеющихся технологий, включая 5G.
Необходимые замеры делают и производители оборудования, и сам оператор, и регулятор.
Недавно телеком-оператор Telstra и Ericsson провели соответствующие замеры 5G базовых станций в Австралии и пришли к выводу, что реальный уровень излучения при использовании 5G значительно ниже установленных норм.
Вы удивитесь, но самый сильный сигнал, который есть у нас дома, идет от трубок домашнего радиотелефона. Его мощность в несколько раз выше, чем у мобильного телефона.
Скорость интернета с каждым новым стандартом увеличивается, вот люди и думают, что излучение тоже увеличивается.
- Скорость увеличивается не за счет повышения мощности сигнала, а за счет эффективности использования частотного спектра, то есть мощность остается такой же или даже становится ниже. Приведу пример. Помните, раньше мы пользовались дискетами, на которой помещалось 1,44 мегабайта, то есть, условно, половина песни в MP3. А сейчас на флешку, которая намного меньше дискеты, вмещается как минимум 10 гигабайт. То есть размеры остаются те же или уменьшаются, но передать можно намного больше.
Автор Татьяна Панченко
Источник forbes.kz