Родители поделились, как они справляются с дистанционным обучением, и справляются ли вообще.

Страх и ненависть в WhatsApp: как казахстанцы воюют с онлайн-обучением своих детей

Учеба на удаленке превратилась в ад для родителей, учителей и школьников: путаница с платформами, вал письменных заданий и экстренные попытки адаптироваться к новым условиям, многочисленные чаты в WhatsApp и сплошная нервотрепка. Редакция Liter.kz побеседовала с родителями, чтобы понять, с какими проблемами им пришлось столкнуться, и как они справляются.

Школьники не понимают, чего от них хотят

Мадина Мамырханова — мама троих детей, двое из которых учатся на удаленке. Пандемия коронавируса стала серьезным испытанием для семьи, ведь пришлось в четырех стенах совмещать в режиме онлайн работу, учебу и домашние дела.

«У меня два школьника — седьмой и второй классы. Учатся онлайн, хотя была возможность, к примеру, сына отдать в дежурный класс. Но муж настоял на том, чтобы они учились дистанционно, так как он боится, что они заболеют», — рассказала Мадина.

Как известно, дистанционное обучение в Казахстане началось еще в четвертой четверти прошлого учебного года. Тогда дети Мадины освоили Zoom и Classroom (платформы для видеоконференц-связи и обучения): учителя отправляли задания, а ученики следом — фото выполненный заданий. Тогда проблем не было, пока школе не пришло в голову сменить платформу для обучения.

«Первые две недели нового учебного года мы работали по накатанной: дети сами выходили в Zoom и выполняли домашние задания. Потом почему-то пришло в голову (педагогам/администрации учебного заведения — прим. ред.) сменить Zoom на Microsoft Teams (пространство для групповой работы). Пришлось понервничать пару дней, чтобы понять принцип работы новой площадки и объяснить все ребенку. Он (Microsoft Teams) действительно оказался более удобным в том плане, что здесь же получаешь домашнее задание, выходишь в конференцию, здесь же можно отправить учителю работу», — поделилась Мадина.

С другой стороны, заметила она, трудностей меньше не стало: дети не понимали, чего от них хотят, ведь за 10-15 минут онлайн-урока невозможно объяснить тему и закрепить ее.

«Чтобы он сделал уроки, приходится подключаться мне, то есть отрываться от своих дел, объяснять ему тему, задание. Они, ко всему прочему, написаны сложным языком. Приходится разрываться между уроками и своей работой, так как домашнее задание нужно отправлять до 18:00. А если БЖБ («контрольная за четверть» — прим. ред.), то там вообще 20 минут дается», — рассказала мать школьников.

Миллион сообщений в WhatsApp-чатах

Журналист Оксана Скибан на своей странице в Facebook частенько делится историями о дистанционном обучении своего сына. Из-за многомиллионных сообщений в нескольких WhatsApp-чатах ей пришлось купить еще один номер телефона.

«Я завела себе сегодня отдельный номер для школьных чатов. У меня уже семь групп, связанных с предметами: английский язык, казахский язык, художественная литература, музыка, ИКТ, общий чат «3 «Б» с учителем, общий чат «3 «Б» без учителя. Это же просто невозможно! Родителям теперь что делать? Это же надо работу бросать и весь день смотреть, что там пишут в этих чатах», — недоумевает мама третьеклассника.

В свою очередь, Мадина Мамырханова рассказала, что первое время старалась следить за сообщениями в мессенджере, но позже это стало практически невозможным.

«Сейчас читаю эти чаты три раза в день — утром в 09:00, днем в 13:00 (в обеденный перерыв) и вечером. В остальное время просто уже игнорирую их», — призналась Мамырханова.

Жизнь – день сурка

Папа двоих детей, журналист Баубек Коныров также рассказал редакции с какими проблемами пришлось столкнуться на дистанционном обучении.

«К сожалению, очень много говорилось о том, что сделали учителя и, в целом, МОН РК, чтобы подготовиться к дистанционному обучению, но не говорили, как родителям подстроиться к новым реалиям на удаленке. Понятное дело — приходится разрываться на два фронта, потому как дистанционка не только у школьников, но и у взрослых людей», — заметил Баубек.

Баубеку Конырову обучение детей далось чуть легче, чем другим родителям, ведь по первому образованию он — учитель географии. У родителя была возможность отдать детей в дежурные группы, но из-за риска, что дети могут заразиться коронавирусом, он решил оставить их дома.

«Пусть я переплачу завтра репетитору, но будет намного лучше, если они будут дома под присмотром учиться», — подчеркнул отец двоих детей.

Он подчеркнул, что в образовательном процессе есть немало проблем: начиная с заданий в учебниках, которые либо составлены «криво», либо вообще неверно, заканчивая самим процессом преподавания онлайн – получается не очень.

Еще одним проблемным моментом, с которым столкнулся, мы уверены, не только Баубек, стала покупка техники для обучения, которая серьезно бьет по семейному бюджету.

«Так как у меня двое школьников, было необходимо их обеспечить двумя ноутбуками. Младшему сыну я купил ноутбук в этом году, так как он только начал обучение. Я не прохожу как социально неблагополучная или многодетная семья, соответственно, никаких бонусов от государства в виде бесплатного ноутбука у меня не было. Поэтому пришлось еще одну технику покупать», — сказал родитель.

По словам Баубека Конырова, появилось ощущение, что его семья проживает день сурка, так как каждый день приходится делать одно и то же.

«Утром каждый садится за компьютеры: я сажусь работать, дети учатся. После они делают передышку, если есть время, то выходят гулять. Вечером мы делаем домашнее задание. Это тяжеловато. Я временно забыл про какое-либо свободное время для себя. Его очень мало, не всегда удается организовать досуг для детей, потому что в будни все идет по круговороту – работа, учеба, и максимум мы выходим во двор. Единственная возможность нормально подвигаться и не заниматься делами — это два выходных дня», — сказал Баубек.

Несмотря на трудности, Баубек Коныров подчеркнул, что сейчас самое время вкладываться в детей. Для этого он делает все возможное.

На какой образовательной платформе и как заниматься

Мама троих детей Асель Серикпаева рассказала редакции Liter.kz о дистанционном обучении своих сыновей-двойняшек. По ее словам, в классе учатся 37 человек, кто-то ходит в дежурные группы, а кто-то обучается дома. Своих детей Асель в дежурную группу не отдала.

Первое время двойняшки Асель занимались на телефоне. Но им решили купить ноутбук, так как у телефона маленькая память и невозможно на нем заходить на образовательные сайты.

«Задания отправляют в разных форматах — нет единого. В целом, все зависит от учителя. Некоторым удобно в Zoom заниматься, другим — в «Онлайн-мектеп», есть еще Classroom, кто-то отправляет задания в WhatsApp. Помимо этого, нужно смотреть расписание на сайте Kundelik.kz. Это, конечно, очень сложно и непонятно», — заметила Асель Серикпаева.

Мама двойняшек также отметила, что существует ряд проблем с пониманием предмета, потому что полчаса, из выделенных 45 минут на урок, уходит на то, чтобы успокоить детей и наладить связь.

«Преподаватель тратит время на технические проблемы. Кому-то не видно, кому-то не слышно, у кого-то Интернет слабый. Преподаватель только начинает объяснять, а тут и время заканчивается. Я не видела смысла в этих занятиях. У преподавателя не получалось в полной мере объяснить урок. Сейчас начали более-менее учиться на платформе «Онлайн-мектеп». Дети привыкли, сами занимаются», — рассказала Серикпаева.

Асель подчеркнула, что в начале дистанционного обучения контролировала детей и чуть ли не заново обучалась с ними. Сейчас она учит их самостоятельности, сильно не загружает и меньше контролирует. Это дает плоды.

Напомним, 1 сентября 2020 года казахстанские школьники начали учиться дистанционно. За две четверти нового учебного года для них планируется подготовить около семи тысяч уроков.

10 сентября министр здравоохранения Алексей Цой заявил, что дистанционное обучение необходимо, чтобы страна справилась со второй волной коронавируса.

Автор  Айша Кутубаева

Источник  liter.kz