Почему авиагиганту приходится сокращать сотрудников и влезать в долги
Фото: Zuma/TASS
Авиакосмическая корпорация Boeing отчаянно борется за жизнь: она намерена привлечь свыше $15 млрд продажей своих акций и долговых обязательств. Эта сумма может увеличиться, если удастся привлечь инвесторов из стран Ближнего Востока — тогда спрос на бумаги возрастет. На днях было заключено соглашение с консорциумом банков во главе с Bank of America, Goldman Sachs, J.P. Morgan Chase и Citibank на привлечение кредита размером $10 млрд. Итого получается $25 млрд — именно такую сумму Комиссия по ценным бумагам и биржам США разрешила привлечь сейчас корпорации Boeing. Но терпящему бедствие авиагиганту этого недостаточно, сообщает expert.ru.
Все на продажу
Корпорация уже начала распродажу своих активов. Так, 20 октября Boeing закрыла сделку по продаже французскому концерну Thales своего подразделения по выпуску продукции, используемой для сбора разведывательных данных и предупреждений об угрозах. В частности, речь идет о цифровых приемниках и трансиверах. А 26 октября WSJ сообщила, что Boeing собирается продать и свой космический бизнес. Причем в качестве возможного претендента на этот актив газета назвала компанию SpaceX, которая за счет своих возвращаемых ракет сначала разрушила олигополию Boeing и Lockheed Martin на рынке космических запусков для американского правительства, а затем и здорово потеснила их совместное предприятие ULA.
«Несмотря на то, что у Boeing ещё немало активов, которые можно выставить на продажу, вырученные средства не позволят авиакосмической корпорации преодолеть системный кризис, если она вновь не научится делать качественные самолеты», — считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но именно с этим у Boeing самые большие проблемы.
Кризис во всем и везде
Еще несколько лет назад стало очевидно, что системный кризис поразил едва ли не все сферы деятельности Boeing. Это и производство пассажирских лайнеров 737 MAX, и разработка учебно-тренировочных самолетов T-7 Red Hawk, и выпуск самолетов-заправщиков КC-46 и даже создание космических кораблей Starliner и лунной ракеты Space Launch System.
Причиной трагедий с 737 MAX стали недостатки ПО системы автоматизированного пилотирования MCAS, в результате которых самолет после взлета мог войти в штопор. Этого почти наверняка не случилось бы, если б подрядчики Boeing обладали необходимой квалификацией, а авиастроительная корпорация осуществляла должный контроль как над ними, так и над своими работниками.
В космосе трагедии удалось избежать — корабль Starliner полетел к земле без астронавтов. Он должен быть стать конкурентом Crew Dragon компании SpaceX по доставке пилотируемых миссий на МКС. Но во время пилотируемого полёта Starliner к МКС в NASA сообщили, что у космического корабля возникли проблемы с двигателями, которые используются для маневрирования на орбите Земли. Кроме того, астронавты зафиксировали утечку гелия в сервисном модуле. Перспективы Starliner остаются туманными.
Такое же будущее и у сверхтяжелой космической ракеты Space Launch Systems, которая создавалась Boeing для полетов на Луну. За годы разработки этой ракеты стоимость её запуска выросла до $1,6 млрд, что почти на порядок больше, чем стоимость полета многоразовой транспортной системы Starship компании SpaceX.
Наконец, череда неудач преследует и подразделение Boeing по выпуску военных самолетов. Так, в феврале нынешнего года корпорация вынуждена была сдвинуть сроки поставок нового учебно-тренировочного самолета Т-7А Red Hawk из-за проблем с комплектующими деталями, которые перестал поставлять подрядчик. А летом этого года в кризисе оказалась программа самолета-заправщика Boeing KC-46. У этого воздушного судна был обнаружен внушительный список различных недостатков, в том числе неисправность топливного насоса, которая приводила к вибрации и повреждала воздуховоды. Всего же в ходе эксплуатации Boeing KC-46 выявлено 10 технических проблем первой категории, признался на отраслевой конференции Life Cycle Day в Дейтоне старший руководитель программы по материально-техническому обеспечению ВВС США Дэвид Холл.
Но самый драматический за последний год инцидент произошел с самолетом компании Alaska Airlines, у которого в полете отвалилась дверь. По итогам проведенной Федеральным управлением гражданской авиации (FAA) проверки выяснилось, что рабочие сборочного предприятия в Рентоне просто не закрутили дверь болтами, на которых она, собственно, и должна держаться. Это привело к тотальным проверкам не только Boeing, но и всех поставщиков систем самолетов, во время которых производство, по решению FAA, было остановлено. Более того, стало известно, что из 89 проверок FAA американский авиагигант провалил 33. «Boeing очень много компонентов отдал на аутсорсинг, а сам просто разучился строить самолеты, что мы и наблюдаем», — говорит Олег Пантелеев.
Убыток на вырост
Выручка Boeing за первые 9 месяцев текущего года сократилась почти на 8%, до $51,2 млрд. А консолидированный убыток вырос в 3,6 раза и вплотную приблизился к $8 млрд. Корпорация уже пятый год подряд несет убытки. Кроме того, чистый долг Boeing уже превышает $55 млрд, а с учетом привлекаемых $25 млрд может вырасти до $80 млрд. Его обслуживание при ставке 8% годовых обойдется в $6,4 млрд.
Новый глава Boeing Келли Ортберг заявил, что сократит общую численность рабочих мест примерно на 17 тысяч, что составляет десятую часть всего персонала корпорации. «Восстановление нашей компании требует жестких решений, и нам придется внести структурные изменения, чтобы гарантировать, что мы можем оставаться конкурентоспособными и обеспечивать поставки нашим клиентам в долгосрочной перспективе», — подчеркнул Ортберг (цитата по РБК).
Что это будут за решения, руководство Boeing публично не говорит, но источники WSJ считают, что речь идет о сдвиге сроков ввода в эксплуатацию нового широкофюзеляжного самолета Boeing 777/8 и сокращение выпуска лайнеров семейства 737 MAX, 767 и нынешней линейки семейства 777 — компания уже предупредила о сокращении заказов на эти самолеты.
Но этого недостаточно. Boeing во чтобы то ни стало необходимо разработать и запустить в производство новый узкофюзеляжный самолет на замену модели 737 MAX. Эти самолеты обеспечивают львиную долю выручки и почти всю прибыль гражданского подразделения Boeing. Кроме того, они позволяют корпорации выделять средства на разработку широкофюзеляжных машин. Но это потребует десятков миллиардов долларов и может стать очень серьезной проблемой. Как заметил глава «Авиапорта», «практика нулевых годов показала, что проблемы крупных корпораций решаются просто — их начинают дробить и поглощать».
Автор Алексей Хазбиев
Источник expert.ru