История о том, как проблемный актив стал примером успешного сотрудничества государства и частного бизнеса
Экономический кризис 2007-2009 годов в первую очередь ударил по отечественным банкам. Причиной стало то, что у большинства из них были крупные обязательства перед международными финансовыми институтами. Так, например, на 31 декабря 2007 валовый внешний долг казахстанских банков составил почти $46 млрд. Годом позже эта цифра снизилась до $39,2 млрд (по данным Нацбанка РК).
Для выхода из сложившейся обстановки было предпринято ряд мер. И в 2008–2009 годах только из НФБ «Самрук-Казына» в виде трансфертов было израсходовано $16,3 млрд (по данным Минфина РК). Антикризисные меры в значительной степени были ориентированы на финансовый и строительный секторы и в меньшей степени на домохозяйства.
И в дальнейшем, когда был преодолен пик кризиса, правительство продолжило шаги на оздоровление экономики. Так, еще в ноябре 2008 было принято постановление по созданию Фонда стрессовых активов (ФСА). Целью фонда было покупка и управление «токсичными» активами, которые под воздействием макроэкономических, рыночных и других факторов, подвержены существенным рискам.
Однако ФСА не выполнил свою задачу - он так и не приступил к полноценному выкупу сомнительных кредитов казахстанских БВУ по причине их возможного обесценивания, а также изменения законодательства. Позже, в апреле 2014 АО «Фонд стрессовых активов» переименовано в АО «Байтерек девелопмент».
В декабре 2011 были предприняты очередные меры по решению проблемных активов. Банкам было указано о создании дочерних организаций по управлению стрессовыми активами (ОУСА). В январе 2012 было заявлено о создании централизованной компании — Фонда проблемных кредитов (ФПК) со стопроцентным участием Нацбанка, для оценки и выкупа проблемных кредитов банков и залогового имущества, а также для управления приобретенными активами.
Спустя более чем десятилетие, часть этих проблем перетекла из прошлого кризиса в нынешний - вялотекущий. Банки не особо стремятся признавать свои активы проблемными и продавать их по заниженной, но все же рыночной стоимости, а большинство отечественных бизнесменов либо не могут предоставить все необходимые гарантии (в том числе финансовые), либо попросту не имеют доступа к стрессовым объектам из-за законодательных ограничений.
А ведь у отечественных предпринимателей есть успешные примеры по преобразованию «токсичных» активов в успешные проекты.
Одним из таких «чемоданов без ручки» в разгар кризиса 2007-2009 годов оказался будущий логистический центр Global Ecological Group Almaty (GEGA), расположенный в черте города Алматы. Данный объект принадлежал АО «Казкоммерцбанк» и был ярким примером проблемного актива. После нескольких лет «заморозки» он был передан команде International Logistic Park (в структуре ILP Group) за символическую сумму, с единственной целью – запустить в эксплуатацию комплекс с минимальными затратами. После длительной подготовительной работы ILP Group в конце 2011 года зашел на этот объект, предоставив новую концепцию по стратегическому развитию этого проекта.
- Комплекс не был законсервирован, поскольку на это не было предусмотрено финансирование, и после многомесячного простоя он фактически рассыпался по частям, - вспоминает директор по развитию бизнеса ILP Group Аселя Сергенова.
- Параллельно был начат процесс по реализации концепции развития GEGA, - продолжает Аселя Сергенова. - Как выяснилось, многое на нем было не правильно спроектировано с самого начала. Например, не правильно был поделен земельный участок. Не были продуманы проезды к складам. Так, например, на площадь в 22,5 тыс. кв. м. были заложены всего 4 ворот, при этом затраты по металлам составляли в несколько раз больше. Пришлось концептуально пересмотреть проект, согласно запросу рынка. Мы приобрели соседний участок земли, который также был проблемным активом банка, что позволило нам сделать удобные подъездные пути для фур на второй склад, чего изначально не было. Ко всему этому, комплекс был полностью спроектирован только с морозильными и холодильными камерами, что не соответствовало спросу рынка.
Для завершения строительства склада, требовались колоссальные вложения. Для этих целей ILP Group в рамках программы поддержки предпринимательства инициированной первым президентом РК Нурсултаном Назарбаевым смогла привлечь средства акимата города Алматы - свыше 4 млрд тенге путем размещения целевого депозита в банке. При этом 49% доли проекта перешло в сторону акимата.
Переделывать пришлось многое, но после всех мер для оздоровления комплекса, GEGA стал ярким примером того, каким успешным может получиться проект в формате государственно-частного партнёрства. Возможно, этот опыт поможет различным финансовым институтам или даже государству понять, что не стоит бояться передавать «стрессовые» активы в руки частных предпринимателей. При умелом управлении, пересмотре целей и долгосрочном планировании практически любой проект можно сделать успешным.
Уже в 2013-м, спустя полтора года, был запущен первый склад объемом в 22,5 тыс. кв.м. Отметим, что первый президент РК Нурсултан Назарбаев через телемост торжественно запустил комплекс GEGA. В 2015 был запущен и второй склад. Сегодня оба склада, суммарной площадью 45 тыс. кв. м. функционируют на 100%. Проект встал на ноги. На данный момент долг государству возвращен, а доля акимата выкуплена по рыночной стоимости.
GEGA является первым в стране продовольственно-логистическим центром класса «А», который соответствует всем мировым стандартам. Его услугами пользуются крупные мировые корпорации: Toyota, Huawei, DHL, SMEG и так далее. В одном комплексе можно расположить на хранение товары, требующие различные режимы хранения, что делает его единственным в своем роде логистическим центром в Казахстане. Отдельно стоит указать наличие «холодовой цепочки». То есть на всем пути доставки товара из Европы, Азии или Америки в рефрижераторах со скоропортящимися продуктами или лекарствами (включая вакцины) поддерживается необходимая температура. И они не портятся при перегрузке и хранении на складах.
Комплекс объединяет единую таможенную, железнодорожную и автомобильную инфраструктуру. Ежедневно через Global Ecological Group Almaty может проходить до 500 единиц транспортных средств, единовременный объем хранимых грузов - 60 тыс. тонн.
- Можно с уверенностью утверждать, что GEGA стал одним из ключевых звеньев новой транспортной системы страны, включая коридор «Западная Европа - Западный Китай», а также важным транспортно-логистическим хабом между Россией, Китаем и Центральной Азией, - отмечает управляющий директор ILP Group Алибек Арыстанов. - Логистический центр занимает важную нишу по развитию экономики южной столицы. Непосредственно GEGA предоставляет около 400 рабочих мест. В том числе благодаря нашему комплексу крупные иностранные компании размещают в Алматы офисы и представительства, открывая рабочие места и развивая экономику.
Впрочем, как часто происходит в нашем обществе, успешные проекты привлекают интерес «нечистоплотных» игроков бизнеса. В своих корыстных интересах они начинают распускать различные слухи и домыслы и, как показывает действительность, такие манипуляции наносят определенный ущерб. В случае с GEGA инициаторы подобных слухов уже несут ответственность перед законом.
GEGA не собирается останавливаться на достигнутом. В результате исследований ILP Group, выяснилось, что на логистическом рынке не развит сегмент современного складского хранения для малого и среднего бизнеса, которым не требуются большие площади. В этой связи планируется строительство нового проекта Light Industrial на соседнем земельном участке. В его рамках будут построены 50 тыс. кв. м. легковозводимых складов, а общая площадь комплекса увеличится до 100 тыс. кв. м. Это позволит представителям МСБ, которые на данный момент вынуждены пользоваться устаревшими советскими помещениями, решить проблему качественного хранения товаров с приемлемой рентной стоимостью.
По материалам Forbes.kz