Глава отдела развития iVariant Юлия Гуккина рассказала о наиболее перспективных направлениях использования VR/AR-технологий в бизнесе.
Корпоративное обучение
Все больше компаний предпочитают обучать своих сотрудников в VR/AR-формате. Это недешево, но позволяет эффективно моделировать внештатные ситуации и отрабатывать стратегию поведения во время разных ЧП.
Самый яркий пример из зарубежного опыта — VR/AR-лаборатория финского энергетического холдинга Fortum. С помощью технологий виртуальной и дополненной реальностей компания обучает сотрудников ядерных электростанций.
В России VR/AR-обучение персонала активно внедряют Газпром, Сибур и другие крупные холдинги. Бизнес поменьше позволить себе эту роскошь пока не может — из-за дороговизны разработки проекта (не говоря уже о затратах на регулярное обновление или масштабирование).
Простой пример: разработчик делает для компании программу по обучению работе с топливозаправщиком на аэродроме. Но если с оборудованием или рабочим процессом в реальном мире произойдут изменения — придется перенастраивать и софт. Страх впасть в зависимость от разработчиков и высокие затраты отбивают многим компаниям всю охоту внедрять VR/AR-обучение персонала.
Однако уже в ближайшие годы ситуация изменится — благодаря платформенным решениям технологии виртуальной и дополненной реальности станут массовыми. Сейчас это сложно представить, но разработка и внедрение VR/AR-софта вскоре станет не сложнее создания сайта на WordPress или «Битриксе». Уже сейчас некоторые разработчики предоставляют своим клиентам возможность самостоятельно создавать и обновлять VR/AR-проект, например, добавлять и убирать объекты или даже менять всю логику работы.
Еще одна важная тенденция: рынок двигается в сторону удешевления и ускорения разработки проектов с виртуальной и дополненной реальностью (а это приведет к активному росту их числа). В Финляндии университет Metropolia запустил курсы по программированию VR/AR-решений преимущественно в b2b-области. Они созданы по кластерному принципу: задействованные в разработке соответствующих технологий компании будут базироваться в университете и готовить студентов конкретно под свои проекты.
Маркетинг и продажи
Сегмент VR-визуализаций в маркетинге и продажах тоже имеет огромный потенциал и уже быстро развивается. Это идеальное решение для демонстрации клиентам возможностей тяжелой крупногабаритной техники, медицинского и заводского оборудования.
Менеджерам по продажам больше не нужно описывать на словах преимущества продукта (например, аппарата МРТ). С помощью VR/AR-технологий заказчик может подробно и наглядно ознакомиться с предлагаемым оборудованием и всеми его деталями, а также полностью изучить его функционал.
В Европе и США такое маркетинговое решение уже достаточно популярно. Например, один из лидеров индустрии — компания Kaon Interactive —успешно создает решения для Lenovo, Siemens и Cisco. В России эта ниша пока остается практически незанятой.
Музеи и образование
Снижение стоимости VR/AR-разработок и появление платформенных решений сделают возможным их использование в самых разных сферах. Одна из них — музейно-выставочная деятельность, и первые успешные примеры уже есть. Калининградский Музей Мирового океана с помощью VR полностью воссоздал работу глубоководного обитаемого аппарата «Мир-1» —посетители могут совершить виртуальное погружение в те точки мирового океана, куда действительно отправлялась команда этого батискафа. VR/AR-технологии плотно укрепились и в мировой образовательной индустрии. Так, проекты американской компании Unimersiv позволяют виртуально исследовать Международную космическую станцию, изучить анатомию человека, узнать тайны Стоунхенджа, римского Колизея или афинского Акрополя. Очевидно, что рынок и обычные пользователи постепенно привыкают к VR/AR-технологиям, а сама ниша стоит на пороге динамичного развития. Поэтому именно сейчас благоприятное время для привлечения инвестиций и запуска проектов с виртуальной и дополненной реальностью. Завтра может быть уже поздно.
Автор Тая Арянова
Источник ru.ihodl.com