Все чаще можно услышать, будто рост цен в США выходит из-под контроля. В мае инфляция впервые за много лет превысила 4% в годовом выражении. Учитывая роль Штатов и доллара в глобальной экономике, главы регуляторов и инвесторы по всему миру начинают нервничать и вспоминать печальный опыт стагфляции 1970-х годов. Но пока слухи о конце эпохи низкой инфляции в США сильно преувеличены, считает ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов.
Мощным фактором ускорения роста цен может стать беспрецедентный объем стимулирующих мер, предложенных президентом Джо Байденом. Никто не сомневается, что сочетание мягкой монетарной политики и фискальной поддержки — правильный рецепт для экономики, выходящей из кризиса. Вопрос лишь в размерах этого стимула. Многие известные экономисты, такие как Ларри Саммерс и Оливье Бланшар, предупреждают, что объем выделяемых средств может оказаться избыточным и вызвать инфляционное давление.
Опасения связаны с тем, что «план Байдена» хотя и позволит экономике США восстановиться после кризиса, одновременно приведет ее в «перегретое» состояние, когда новые деньги вливаются в систему, уже работающую на полную мощность, прежде всего с точки зрения уровня занятости. В такой ситуации дополнительные деньги приводят не к увеличению экономической активности, а к росту цен.
В макроэкономике связь между инфляцией и безработицей описывается так называемой кривой Филлипса, которая показывает обратную зависимость между показателями инфляции и уровнем безработицы. Хотя в какой-то момент сам факт наличия такой связи был поставлен под сомнение, сейчас большинство экономистов не сомневаются, что кривая хорошо описывает ситуацию при условии, что все входные параметры правильно измерены.
Основываясь на кривой Филлипса, мы можем ожидать, что инфляция вырастет, если уровень безработицы окажется ниже своего «естественного» уровня благодаря искусственному разгону экономики за счет стимулов. Однако, чтобы эти опасения реализовались, необходимы сразу два условия. Во-первых, уровень безработицы должен действительно упасть ниже порогового уровня. Во-вторых, влияние безработицы на инфляцию должно быть достаточно сильным. И, на мой взгляд, предпосылок к тому, что хотя бы одно из этих условий будет выполнено, нет.
Прежде всего занятость в США остается на очень низком уровне. Количество безработных и трудоспособных граждан, которые даже не пытаются найти работу, все еще крайне высоко. Такой низкий уровень занятости не наблюдался с 1983 года. Кроме того, последние исследования, на которые ссылается, в частности, Пол Кругман в своем блоге, свидетельствуют, что кривая Филлипса в США достаточно плоская. То есть снижение безработицы если и приводит к росту инфляции, то весьма умеренному. Таким образом, вероятность раскручивания инфляции из-за перегрева экономики крайне маловероятна.
Под защитой репутации
Однако возможный перегрев экономики далеко не единственная и, вероятно, даже не самая важная причина роста инфляции. Ключевую роль играют инфляционные ожидания участников рынка. Инфляция обладает свойством самосбывающегося проклятья. Достаточно людям поверить, что динамика роста цен будет высокой, чтобы она действительно ускорилась, так как продавцы начинают превентивно повышать цены, а работники — требовать более высокую зарплату. И наоборот, уверенность, что монетарные власти удержат инфляцию под контролем, приводит к тому, что рост цен оказывается умеренным.
Здесь важно, что по сравнению с 1970-ми, когда в США в последний раз наблюдалась устойчиво высокая инфляция, сейчас все основные центральные банки, включая ФРС, проводят существенно иную политику. Удержание инфляции на приемлемом уровне воспринимается как основная задача монетарных властей, которые должны принимать меры, даже если рост цен происходит из-за увеличения стоимости природных ресурсов или сбоя в цепочках поставок, например, микросхем. Именно уверенность, что ФРС примет необходимые меры для обуздания роста цен, объясняет то, что, несмотря на угрожающие данные по текущей инфляции, ожидания относительно долгосрочного уровня роста цен остаются достаточно низкими и мало отклоняются от целевых для регулятора 2%.
Такое доверие — следствие высокой репутации ФРС, завоеванной десятилетиями независимой монетарной политики. И если что-то и может подо-рвать это доверие, то это будут не статистические данные о возможном перегреве экономики, а любые свидетельства того, что эта независимость поставлена под угрозу. В США такие сомнения стали возникать в конце президентского срока Дональда Трампа, который публично пытался оказывать давление на руководство ФРС. Но с тех пор повода усомниться в самостоятельности монетарных властей не возникало. И пока Центральный банк Соединенных Штатов справляется с популистским давлением как справа, так и слева, риски заметного роста инфляции остаются низкими.
В целом на данный момент скачок инфляции в США скорее похож на временное явление, связанное с открытием экономики после весьма успешной кампании по вакцинации. Но определенные опасения, конечно, остаются. Можно сказать, что динамика цен в Америке перешла из области рисков, на обсуждение которых не стоит даже тратить время, в категорию рисков маловероятных, но заслуживающих внимания. Инвесторам стоит иметь план на случай их реализации.
Автор Рубен Ениколопов
Источник forbes.ru