Перевозка грузов увеличилась на 4,4%, объем транзитных грузов вырос на 21%, а инвестиции в логистическую отрасль – в 1,5 раза. Итоговые цифры рынка логистики и самые заметные события года , сообщает dknews.kz .
Фото: ati.su
В 2023 году Казахстан существенно нарастил свои логистические мощности. Строятся новые автомобильные дороги и железнодорожные пути, открываются дополнительные погранпереходы, расширяются возможности водных и воздушных грузоперевозок.
Наращивая мощности
Растут объемы торговли с Китаем и Россией, появляются новые партнеры – преимущественно из стран Южной и Юго-Восточной Азии. Укрепляется связанность с другими государствами Центрально-Азиатского региона. РК играет ключевую роль в обеспечении грузоперевозок между Европой и Азией. Наиболее острой проблемой, пожалуй, остается острый дефицит складской недвижимости – что ограничивает как международные перевозки, так и внутреннюю логистику.
На протяжении всего 2023 года о развитии отрасли говорили на самом высшем уровне: ни одно крупное экономическое мероприятие или международные встречи не обходились без решений в этой сфере.
Президент РК Касым-Жомарт Токаев, выступая на 78-й сессии Генассамблеи ООН, сказал, что Казахстан становится крупным международным логистическим хабом. Выгодное географическое расположение, а также растущие инвестиции в транспортную отрасль позволяют республике усиливать свои позиции ведущего игрока на глобальных транспортных маршрутах.
«Казахстан уже является надежным связующим звеном для почти 80% сухопутных транзитных перевозок между Азией и Европой»
Касым-Жомарт Токаев
Эту тему президент также затронул в Послании народу Казахстана: в связи с новыми геополитическими условиями Казахстан превращается в главный сухопутный маршрут между Азией и Европой.
«Нам нужно в полной мере использовать открывающиеся возможности и стать транспортно-транзитным узлом действительно мирового значения» - Касым-Жомарт Токаев
У логистики появилась концепция
Важнейшим документом, определяющим будущее логистики, стала Концепция развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года. Она была утверждена в феврале 2023 года постановлением Правительства РК. В ней прописаны меры для обеспечения доступных и безопасных пассажирских перевозок, а также план развития бизнес-перевозок, в том числе формирование на территории страны транзитного хаба.
Так, до 2030 года рост объема транзита через территорию Казахстана должен вырасти до 35 млн тонн, в том числе контейнерного транзита – до 2 млн ДФЭ. В документе были поставлены и цели на 2023 год: объем транзита должен составить 27,7 млн тонн и 1,25 млн ДФЭ.
По итогам 2023 года эти планы удалось перевыполнить: транзит грузов через территорию Казахстана только за январь-ноябрь 2023 года вырос на 21% по сравнению с 2022 годом и составил 29 млн тонн. В целом за 2023 год перевезено 980,7 млн тонн грузов, что на 4,4% больше, чем в 2022 году. Объем инвестиций в отрасль вырос более чем в полтора раза до 1,8 трлн тенге. Их основная часть идет на развитие инфраструктуры для увеличения объемов и качества перевозок.
Итоги рынка автоперевозок
На рынке автомобильных грузоперевозок в 2023 году заметно подросли цены. По данным международной Биржи грузоперевозок «ATI.SU», стоимость доставки грузов по Казахстану за год выросла на 21%, цены на перевозку товаров из других стран в республику увеличились на 17%, на экспортном направлении – на 41%.
При этом количество размещенных заявок на перевозки из других стран в Казахстан выросло по сравнению с прошлым годом на 51%, а в экспортном направлении – снизилось на 2%. В международных перевозках лидирующую роль продолжает играть Россия: прирост на импортном направлении составил 54%, на экспортном наблюдалось снижение на 3%. Это, вероятно, вызвано развитием внутреннего производства в РФ, а также девальвацией рубля, которая повысила конкурентоспособность российского бизнеса.
Стабилизация спроса на экспортном направлении произошла после взрывного роста в 2022 году, когда количество заявок на доставку грузов из Казахстана увеличилось в два с половиной раза. В 2023 году экспортные перевозки закрепились на достигнутом уровне. В 2023 года объем перевозки грузов автомобильным транспортом вырос на 10,6%, подвели итоги в Бюро национальной статистики.
Трансформация автодорожной сети
На конец 2023 года ремонтно-строительные работы велись на более чем 10 тыс. км дорог. В целом на модернизацию дорожной сети в прошлом году выделили 753 млрд тенге – на 14% больше, чем в 2022 году. Реализованы три крупных проекта: БАКАД, Кандыагаш – Мака» и Ушарал – Достык. Кроме этого, завершены работы на участках общей протяженностью 923 км: Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Караганда – Алматы, Мерке – Бурылбайтал, Актобе – Кандыагаш и Атырау – Астрахань. По ним уже открыто автомобильное движение. В 2024-2030 годы запланирована реализация нескольких автодорожных проектов общей протяженностью более 9 тыс. км.
Расширение железнодорожной сети
В 2023 году много внимания уделялось развитию железных дорог. Так, в ноябре начали строить ветку (74 км) в обход станции Алматы, что позволит сократить время доставки грузов на 24 часа и разгрузить Алматинский железнодорожный узел на 40%. Стартовали строительные работы на участке Дарбаза – Мактаарал: ж/д-путь протяженностью 152 км увеличит пропускную способность в направлении Узбекистана на 10 млн тонн в год.
В декабре началось строительство ж/д ветки Бахты – Аягоз (272 км) – это должно увеличить грузооборот между Казахстаном и Китаем еще на 20 млн тонн. Более того, в октябре подписан меморандум о строительстве казахстанско-китайской железной дороги Аягуз – Тачэн.
В 2023 году Казахстан увеличил экспорт грузов по железной дороге в РФ, КНР и Узбекистан. Так, погрузка в Россию выросла на 1,1 млн т – до 34,6 млн т (из них 20,3 млн т – уголь). Перевозки в Китай через железнодорожные погранпереходы выросли на 35% по сравнению с предыдущим годом – до 12,7 млн т. При этом существенно увеличился экспорт зерна, цветных металлов и нефтепродуктов. Экспорт грузов железнодорожным транспортом в Узбекистан вырос на 29%, до 10 млн т. В правительстве республики сообщили, что в ближайшие 3 года в Казахстане построят более 1,3 тыс. км новых железных дорог.
Перспективы ТМТМ
Транскаспийский международный транспортный маршрут – ключевая артерия, развитию которой уделяется повышенное внимание. Так, накануне саммита «Китай – Центральная Азия», прошедшего в середине 2023 года, Президент РК Касым-Жомарт Токаев провел личные переговоры с Председателем КНР Си Цзиньпином. Было подписано 23 документа, среди которых меморандум по развитию ТМТМ и соглашение о международных автомобильных перевозках.
В октябре 2023 г. железнодорожными администрациями Казахстана, Азербайджана и Грузии подписаны учредительные документы по созданию единого оператора логистических услуг на ТМТМ. Он будет заниматься объединением тарифов и обработкой всех грузов на маршруте. Единый оператор позволит упростить процессы на всем протяжении пути из Китая в Европу и сократить сроки доставки грузов.
Север-Юг: Казахстан смотрит в Азию
Еще одна перспективная артерия – коридор Север-Юг. В июле в Тегеране прошла трехсторонняя встреча представителей транспортных ведомств РФ, Ирана и Индии по проекту международного транспортного коридора Север-Юг. Подписан договор по строительству в 2024 году участка железной дороги Решт-Астара протяженностью около 170 км. Это последний «пробел» западного маршрута транспортного коридора «Север-Юг».
МТК Север-Юг соединяет Европу и Россию через государства Центральной Азии и Кавказа с Ближним Востоком и Южной Азией. Однако он же открывает для Казахстана путь в Индию, Пакистан, Вьетнам – именно с этими странами в прошедшем году договорились о расширении экономического сотрудничества. Например, с Пакистаном запущены грузоперевозки, а в городе Лахор открыт Дом Казахстана.
Автор Рената Зобова
Источник dknews.kz