Город демонстрирует значительный рост турпотока , сообщает forbes.kz .
Фото: freepik.com
По статистике, каждый второй иностранный турист, побывавший в Казахстане в 2023 году, остановил свой выбор на южной столице. Крупнейший мегаполис региона имеет хорошую транспортную доступность, широкий выбор возможностей для досуга, уникальные природные достопримечательности рядом с городом и хорошие гостиницы. Эти четыре хрестоматийных фактора, необходимые для развития туризма в любой дестинации, известные как 4A’s of tourism (по первым буквам английских слов: accessibility, attractions, accommodation, amenities), в наилучшем качестве представлены в Алматы.
Вполне ожидаемо, что среди всех регионов Казахстана наибольшее количество дивидендов от развития отрасли получает именно Алматы. 2023 год не стал исключением: город посетили более 1,5 млн путешественников (рост на 17,5% по сравнению с прошлым годом). Рост туристической активности в 2023 году продолжил оказывать положительное влияние на доходность гостиничного бизнеса. По основным финансовым и операционным показателям 2023 год стал рекордным для объектов размещения города.
Возросший спрос на краткосрочное проживание в гостиницах города выразился в рекордной загрузке номерного фонда. Процентное соотношение занятых номеров к общему доступному номерному фонду гостиниц достигло 77%. Этот показатель вырос на 9% по сравнению с 2022 годом. Здесь следует отметить, что 2022 год сам по себе является «высокой базой», так как на этот период пришелся пик въезда в страну релокантов из России на фоне известных геополитических событий.
Сравнивая 2022 год с 2023-м можно заметить тенденцию по сокращению доли путешественников из стран СНГ в общем объеме международных туристов, прибывающих в страну. Эта тенденция обусловлена в первую очередь значительным увеличением числа международных туристов. Несмотря на то, что туристы из России продолжают занимать лидирующую позицию по количеству въезжающих в страну иностранных граждан, в топ-5 стран по числу туристов, прибывающих в Казахстан в 2023 году, вошли также туристы из Китая, Индии, ОАЭ. При этом количество туристов из этих стран растет год от года. Для сравнения, если за первые девять месяцев 2023 года рост числа туристов из РФ составил 12%, достигнув 356 тыс. человек, то за аналогичный период количество туристов из КНР увеличилось на 102%, достигнув 75 тыс. человек, а рост числа туристов из Индии достиг рекордных 240%, 35 тыс. человек.
Учитывая планируемое значительное увеличение авиарейсов (до 30 в неделю) в летнюю навигацию между Казахстаном и Китаем в 2024 году, можно уверенно прогнозировать дальнейший рост числа туристов из КНР. В этой связи присоединение отелей города к международной программе China Friendly видится особенно своевременно и актуально.
Одно из правил гостиничной индустрии гласит, что вслед за ростом процента заполняемости гостиниц идет рост стоимости проживания. Средняя стоимость проживания (ADR) в 2023 году, по данным отчетов STR, в отелях города категории 4* (Midscale hotels) выросла на 26% и составила почти 42 тыс. тенге.
В то же время стоит отметить, что средняя стоимость проживания в брендовых гостиницах категории 5* по результатам прошедшего года значительно выше – от 80 тыс. тенге (Upscale class) до 155 тыс. (Luxury class).
Оба показателя – процент загрузки отеля и средняя стоимость размещения – формируют один из важнейших показателей эффективности в отельной индустрии – доход на каждый доступный номер (RevPAR). Данный показатель имеет первостепенную важность прежде всего для инвесторов и собственников бизнеса, так как демонстрирует финансовую эффективность отеля, насколько хорошо работает бизнес и насколько эффективна политика продаж. Средняя доходность номера в гостиницах категории 4* за 2023 год составила порядка 32 тыс. тенге. При этом рост по сравнению с показателями 2022 года составил 37%.
Оценивая операционные и финансовые показатели гостиничной индустрии за прошедший год, можно с уверенностью предположить, что загрузка и средний тариф в 2024 году продолжат свой рост. В высокий сезон, вероятно, спрос будет превышать предложение в сегменте качественных отелей. Соответственно, активный спрос (как внутренний, так и внешний) будет способствовать увеличению загрузки более бюджетных гостиниц и альтернативных объектов размещения. В сложившейся ситуации радикальную актуальность приобретет открытие новых объектов размещения. Цифры уверенно демонстрируют, что рынок созрел для новых проектов, мяч на стороне девелоперов.
Автор Вячеслав Масалитин
Источник forbes.kz