«Что если бы я мог заказать поездку, просто нажав пару клавиш на телефоне?» — с этого вопроса начался стремительный взлет Uber. Компания стала идеальным образцом дизраптора — инновационной компании, кардинально меняющей свою отрасль. Именно такие стартапы мечтают построить предприниматели из Кремниевой долины, сообщает banker.kz.

Молодой водитель убер в салоне автомобиля

Фото: freepik.com

Но, несмотря на свое влияние, Uber годами терял деньги. Но как только в 2023 году ситуация изменилась — компания впервые стала прибыльной — агрегатор столкнулся с новой проблемой.

Запуск в новых городах был недешевым: нужно было привлечь на платформу водителей, провести маркетинговые кампании, развернуть новые сервисы, а еще нанять дорогих юристов, чтобы те разбирались в тонкостях местного законодательства — при этом, чтобы они ни советовали, Uber, казалось, действовал по принципу «сначала запуск, вопросы — потом». И конечно, нужны были востребованные разработчики ПО для поддержки приложения.

Вы приехали

В 2019 году издание The Economist задавалось вопросом, станет ли Uber когда-либо прибыльным. Компания и инвесторы постоянно отвечали, что при определенных масштабах так и будет, а сначала нужно достаточно вырасти и пережить конкурентов. Оказывается, они были по большей части правы.

Uber 1

С 2014 года Uber потерял более $31,5 млрд, прежде чем впервые стать прибыльным в 2023 году. Диаграмма: Sherwood

В 2023 году Uber впервые стал прибыльным по итогам года, последние кварталы также показали стабильные положительные результаты. Инвесторы ожидают, что 6 августа компания объявит об очередном прибыльном квартале. Главный соперник Uber все еще не достиг таких масштабов. Lyft значительно сократил убытки, но все еще находится в минусе.

Однако бизнес-модель Uber по-прежнему вызывает сомнения. Самым важным, как и всегда, остается то, как компания относится к своим водителям. Uber до сих пор становится участником трудовых споров, судебных процессов, а регуляторы проверяют, как компания определяет занятость.

Нарушение закона, лоббирование и риски для водителей ради пиара компании — что известно из утекших файлов Uber

Компания хорошо осведомлена об этих проблемах: в каждом ежегодном отчете для Комиссии по ценным бумага и биржам США (SEC) после краткого описания, чем занимается предприятие, первый раздел Uber всегда посвящает «факторам риска». И вот что по сей день возглавляет список:

В 2023 году Uber и Lyft выиграли в Калифорнии иск на $205 млн, что позволило им по-прежнему классифицировать работников как подрядчиков. Однако эта победа сопровождалась уступками: компании должны были предложить работникам определенные льготы, в том числе медицинское обслуживание и страхование от несчастных случаев.

В конце июня 2024 года Uber и Lyft договорились разрешить давний спор в Массачусетсе, согласившись выплатить $175 млн, чтобы урегулировать претензии о нарушении трудового законодательства штата. Теперь водители получат минимальную заработную плату и другие льготы, однако — и это очень важно — будут по-прежнему считаться независимыми подрядчиками.

Большие города

В Лондоне Uber предъявляют иск за иском. Последнее дело $323 млн было возбуждено против компании в мае, а истцами по нему стали водители знаменитых черных кэбов. Они обвинили Uber в том, что при получении лицензии на деятельность в городе компания ввела в заблуждение Transport for London (правительственная организация, отвечающая за многие транспортные процессы в Лондоне) относительно того, как на самом работает приложение Uber.

В Нью-Йорке Uber устроили настоящий форсаж. Uber вышел в город в 2011 году, и с тех перевернул с ног на голову индустрию такси, к середине 2017 года обойдя местные желтые такси по количеству ежедневных поездок.

Uber 2

Рост агрегаторов такси в Нью-Йорке. Диаграмма: Sherwood

Блокировка

Теперь городская комиссия по такси изучает новые правила оплаты водителям агрегаторов. Сообщается, что Uber начал блокировать нью-йоркских водителей на своей платформе в периоды низкого спроса — так сервис якобы обходит правило, обязывающее его оплачивать время простоя.

Некоторые водители сообщают, что их заработок за смену снизился с $300—400 до всего лишь $170—200. Такого рода кошки-мышки с властями всегда были лейтмотивом деятельности Uber, с тех пор как он стал признанной во всем мире компанией.

Роботакси

Проблемы с регулированием остаются самой большой угрозой для Uber в краткосрочной перспективе, но есть и более отдаленная угроза — или возможность, смотря как к этому относиться — расцвет автономных транспортных средств (AV) и их потенциальное использование в качестве роботакси.

Это будущее может быть ближе, чем кажется— в США уже можно заказать роботакси в четырех городах: Сан-Франциско, Финиксе, Лос-Анджелесе и Лас-Вегасе.

Очевидно, что если необходимость в водителях отпадет, для Uber это будет возможность захватить большую долю от каждой транзакции. Однако его собственный эксперимент с автономным транспортом столкнулся с неудачами, в их числе судебный иск от Alphabet против стартапа Otto (принадлежит Uber) из-за предполагаемой кражи интеллектуальной собственности, а также смертельная авария с участием одного из его автомобилей в 2017 году.

После начала пандемии Uber решил полностью выйти из дорогостоящей гонки AV и продал свое беспилотное подразделение за $4 млрд в 2020 году. С тех пор компания придерживается стратегии партнерства, сотрудничая с такими стартапами, как Motional и своим бывшим конкурентом Waymo.

Uber 3

Люди, еда, грузы: Uber доставляет всё. Во время пандемии доходы от доставки еды составили примерно 50% от общего дохода компании. Диаграмма: Sherwood

Сегодня лишь 56% выручки Uber поступает от поездок. Вот почему AV представляют такую потенциальную ценность для компании — они могут совершить переворот во всех трех направлениях бизнеса. Действительно, всего три недели назад компания объявила о многолетнем соглашении с Aurora, согласно которому автопроизводитель будет «предлагать технологии автономного вождения Aurora в сети Uber Freight до 2030 года».

CEO Дара Хосровшахи даже допускает, что Uber может сотрудничать с Tesla — использовать ее широко разрекламированные, но так до сих пор и не выпущенные автономные машины (Илон Маск когда-то говорил, что к 2020 году на дорогах будет ездить миллион роботакси от Tesla). Однако, поскольку Маск перенес релиз, запланированный на следующий месяц, соглашение будет заключено еще очень нескоро.

Хосровшахи ожидает «относительно длинный период» перехода, когда будут доступны как AV, так и такси с водителями. В течение этого периода легко представить ситуации, в которых зарплата водителей может вырасти или упасть — возможно, водители смогут предлагать «премиальную поездку с человеком».

Однако после распространения в крупных городах AV остается вопрос: кто получит большую выгоду — клиенты, владельцы автомобилей или платформы наподобие Uber?

Источник banker.kz