Победа на президентских выборах в США Дональда Трампа наряду с получением контроля его однопартийцев над верхней и нижней палатами парламента дают огромные возможности для нового лидера США. Что это значит для казахстанской экономики, сообщает forbes.kz.
Фото:pixabay.com
Анализируя ранее высказанные тезисы г-на Трампа, можно отметить два наиболее значимых для нас — наращивание добычи нефти (Drill, baby, drill) и изоляционизм страны (America First).
В части наращивания объемов добычи нефти США заметим, что на сегодня Штаты с большим отрывом занимают первое место в мире. Они добывают 22 млн баррелей в день, то есть 22% мировой добычи, а занимающая второе место Саудовская Аравия в два раза меньше — 11,1 млн баррелей в день, то есть 11% мировой добычи. Для сравнения, весь картель ОПЕК+ обеспечивает в мировой добыче 48%. В этих условиях рост добычи в США будет вести к снижению мировых цен на нефть, которые уже и так находятся под давлением.
Давление на мировые цены на нефть будет усиливаться из-за объявленных планов по повышению тарифов на продукцию из КНР на 60%. Китайская экономика испытывает достаточно серьезные трудности, что вынуждает руководство страны запускать самые масштабные со времен пандемии COVID-19 пакеты поддержки экономики. В этих условиях дальнейшее повышение тарифов со стороны США может существенно негативно отразиться на производстве в КНР. А поскольку Китай является крупнейшим в мире нетто-импортером нефти и множества других сырьевых товаров, то это в свою очередь негативно повлияет на мировые цены на нефть и сырьевые товары в целом. Конечно, власти КНР пытаются дополнительно демпфировать негативное влияние от возможного повышения администрацией Трампа тарифов на китайские товары. Так, 8 ноября 2024-го объявлено о новом рекордном пакете помощи китайской экономике в размере 10 трлн юаней ($1,4 трлн). Предполагается дать разрешение на выпуск дополнительных облигаций местными властями на 6 трлн юаней (за счет повышения потолка долга местных органов власти с 29,5 трлн юаней (около $4,1 трлн) до 35,5 трлн юаней ($4,97 трлн) в течение трех лет для решения проблемы «скрытых долгов» и перераспределения ранее запланированных облигаций на 4 трлн юаней в течение пяти лет для реструктуризации своих финансов. Также представитель властей КНР отметил, что при необходимости будут дополнительные меры по рекапитализации крупных банков, покупке незавершенной недвижимости и укреплению потребления. Будет ли достаточно данных мер, учитывая масштаб проблем перед второй экономикой в мире, чтобы поддержать мировые цены на сырье, мы узнаем, конечно, позже. Но очевидно, что после достаточно комфортных $80–100 за баррель в течение последних трех лет нас ждет их снижение и вопрос на сколько (рис. 1).
В октябрьском обзоре от Всемирного банка (то есть до выборов президента США) цена нефти на 2025 год в базовом сценарии обозначена в $73 за баррель исходя из текущих трендов в мировой экономике. В свою очередь на рынке дают прогнозы и о возможных $50 за баррель уже к маю 2025-го. Видимо, нас ожидает снижение цен до $50–70 за баррель, что будет весьма болезненным для казахстанской экономики и госбюджета.
Другим следствием повышения таможенных тарифов США можно считать нарастание торговых войн в мире и сопровождающую их растущую инфляцию. Высокая инфляция будет определять достаточно высокие процентные ставки по миру, в частности со стороны ФРС США. Как следствие, дорогой доллар также будет давить на мировые сырьевые цены.
Ну и, наконец, торговые войны и политика изоляционизма будут вести к определенной дефрагментации мировой экономики, а значит, ухудшать инвестиционный климат в целом. Как следствие, можно ожидать снижение инвестиций, а значит, и перемещение технологий по миру. Для Казахстана это будет означать сокращение инвестиций в страну.
Очевидно, что мы стоим на пороге достаточно больших изменений в мировой экономике. Для казахстанской экономики, весьма интегрированной в мировую (поскольку мы много экспортируем, преимущественно сырье, и много покупаем из-за рубежа), это может стать достаточно серьезным испытанием. Вместе с тем именно подобные испытания ведут к новым решениям для раскрытия потенциала нашей экономики с девятой в мире территорией и более чем 100 национальностями среди граждан.
Автор Кирил Бачваров
Источник forbes.kz