Национальный банк Казахстана решил сохранить базовую ставку на уровне 15,25%. По данным главы регулятора, причиной тому послужили высокие инфляционные риски, перегрев внутреннего спроса и внешнеэкономическая нестабильность,сообщает inbusiness.kz.
Фото: inbusiness.kz
Глава Нацбанка Тимур Сулейменов, называя факторы, повлиявшие на решение регулятора, заявил, что по итогам 2024 года годовая инфляция в Казахстане достигла 8,6%. Основным фактором роста стало повышение цен на услуги и непродовольственные товары.
- Продовольственная инфляция ускорилась до 5,5% в декабре.
- Цены на непродовольственные товары выросли на 8,3%.
- Платные услуги подорожали на 13,3%, при этом регулируемые коммунальные тарифы выросли на 21,1% в годовом выражении.
- Инфляция рыночных услуг составила 11,5% .
"На фоне ослабления курса тенге инфляционные ожидания населения повысились до 14,6%. Респонденты отмечают рост цен на продукты питания, медикаменты, бытовую химию, услуги связи и коммунальные услуги. Прогнозы профессиональных участников финансового рынка остаются сдержанными – они ожидают инфляцию на уровне 7,5% к концу 2025 года. В этих условиях более пессимистичные оценки как экспертов, так и населения вкупе с неустойчивым характером замедления инфляции подчеркивают необходимость дальнейшего поддержания умеренно жестких денежно-кредитных условий в среднесрочной перспективе", – отметил Сулейменов.
Еще один фактор влияния на базовую ставку – внутренний спрос и экономическая активность. По словам Сулейменова, краткосрочный экономический индикатор в 2024 году достиг 6,2%. Однако темпы потребления опережают производственные возможности экономики, что создает риски ценового давления и перегрева экономики.
"Активная фискальная политика и расширение потребительского кредитования стимулируют потребление. Инвестиционная активность в несырьевом секторе также вносит значительный вклад в поддержку внутреннего спроса, усиливая деловую активность. Индекс деловой активности, который отслеживается Национальным банком, остается в положительной зоне 11 месяцев подряд, отражая уверенность предприятий в устойчивости деловой среды. В декабре прошлого года индекс составил 50,7, что указывает на продолжение расширения деловой активности. Наиболее выраженный рост наблюдался в строительстве, чему способствует увеличение заказов и уровня занятости. В то же время в горнодобывающей отрасли индекс снизился до 48,8%", – пояснил он.
Что касается внешнеэкономической конъюнктуры, Сулейменов напомнил, что мировая инфляция продолжает оказывать давление на Казахстан. Среди факторов: инфляция в России, которая составила 9,5% по итогам 2024 года, и рост нефтяных котировок Brent до 80 долларов за баррель.
"В текущих условиях мы наблюдаем нарастание ценового давления. Текущее ослабление обменного курса, наряду с динамикой ставок денежного рынка и инфляцией, привело к смягчению совокупных денежно-кредитных условий. Эти изменения требуют более активных корректирующих мер. Кроме того, сохраняется обеспокоенность рядом проинфляционных рисков. Прежде всего, это нерешенность вопросов финансирования растущего фискального разрыва, который сейчас покрывается за счет изъятия средств из Национального фонда. Это создает вызовы для обеспечения сбалансированности денежно-кредитной политики", – заявил он.
Говоря о мерах для снижения инфляционного давления, Сулейменов отметил, что Нацбанк продолжит поддерживать умеренно-жесткие денежно-кредитные условия в среднесрочной перспективе. В 2025 году планируется стабилизировать инфляцию и вернуть ее к таргетируемому уровню в 5%.
Кроме того, Нацбанк планирует снизить денежную массу в экономике через операции по зеркалированию покупки золота.
"Подчеркну, эти операции не являются валютными интервенциями. Их основная задача – сокращение избыточного количества денег в экономике и достижение целевого уровня инфляции в 5%. Однако одновременно данные меры создадут дополнительное предложение валюты на внутреннем рынке, что также будет способствовать сбалансированности внутреннего валютного рынка", – пояснил Сулейменов.
Автор Акмарал Сакурова
Источник inbusiness.kz