Нефтяные котировки больше не растут, а скорее, топчутся на месте, но с очень большой волатильностью. Однако тенденция такова, что игроки на рынке нефти все же пока предпочитают чаще играть на понижение цены барреля, а не на его рост. По полной программе отыгрываются новости из США, где сланцевые компании стали высокими темпами наращивать производство углеводородного сырья. Из-за океана одно за другим идут сообщения о росте числа буровых. За последние две недели их рост в США стал максимальным с 2011 года.
Минимальное число скважин за указанный период было зафиксировано в конце мая 2016 года — 316 единиц. Однако с тех пор сланцевый сектор США заметно оживился — начали работу еще 250 буровых установок. На текущий момент их насчитывается 566 единиц.
Причем увеличение числа буровых в США идет в основном за счет увеличения активности на месторождении Permian, на других месторождениях — Eagle Ford и Bakken — пока относительное затишье и сколько-нибудь заметной динамики нет. На Permian же, более молодом месторождении, работа считается более эффективной из-за условий бурения — и добыча там оказывается намного выгоднее. Поэтому инвестиции потекли именно туда.
Также можно отметить, что в преимущественно рост идет за счет скважин горизонтального бурения, а число вертикальных почти не меняется. И это также связано с повышенной эффективностью данного метода добычи.
С увеличением числа буровых растет, естественно, и рост объемов добычи: американская нефтянка уже вплотную приблизилась к отметке 9 млн баррелей в сутки. Но еще летом 2016 года показатель ежесуточной добычи составлял менее 8,5 млн баррелей «черного золота».
Увеличение нефтедобычи в США нивелируется снижением производства нефти странами ОПЕК и других независимых производителях, в том числе и России, которые в конце прошлого года заключили соответствующее соглашение о снижении объемов добычи. Но этим обстоятельством — краткосрочно цены на нефть рванули вверх — мгновенно воспользовались американские компании, которые стали наращивать свою добычу. Причем пока результаты деятельности американских нефтедобывающих компаний полностью не проявились, поскольку после ввода новых или замороженных скважин должно пройти еще какое-то время, чтобы на рынке появились дополнительные объемы нефти.
Пока же на рынке углеводородов наблюдается чрезмерная волатильность — цены то падают, то растут, причем очень существенно даже за одну торговую сессию. В среднем нефть марки Brent пока торгуется в районе 55 долларов за баррель.
Для РФ, где курс рубля достаточно жестко привязан к ценам на нефть (в последнее время эта связка несколько ослабла), снова наступают времена, когда стоимость нефти начинает приобретать еще более важное значение, чем прежде, поскольку с февраля 2017 года Минфин начнет скупку валюты «с рынка». Причем на эти цели будут направляться сверхдоходы бюджета от продажи «черного золота» — то есть те средства, что были получены от реализации нефти свыше 40 за баррель нефти марки Urals. И это неизбежно приведет к ослаблению рубля — особенно, если цены на нефть вдруг начнут резко снижаться.