Вице-министр энергетики Казахстана Асет Магауов назвал несколько статей спроса, которые приводят к росту цен на бензин, передает корреспондент МИА «Казинформ». «Мы видим очень существенный рост потребления нефтепродуктов в Казахстане. Потребление вызвано значительным ростом легкового автотранспорта в нашей стране. Если в 2001 году у нас было зарегистрировано 1 млн. 58 тыс. легковых автомобилей, то в 2016 году цифра достигла 3 млн. 924 тыс. автомобилей. Соответственно потребление нефтепродуктов в Казахстане выросло по сравнению с 2001 годом с 3 млн. 590 тыс. тонн до 8 млн. 775 тыс., практически в 2,5 раза», - проинформировал Магауов, отвечая на вопросы во время пресс-конференции в СЦК.

 

Вместе с тем, он отметил рост производства в нефтеперерабатывающих заводах. Так, производство бензина за этот же период выросло с 1 млн. 536 тыс. тонн до 2 млн. 900 тыс. То есть в два раза наращено производство автобензина. Показатели по дизельному топливу практически сопоставимы: с 2 млн. 200 тыс. в 2001 году производство в прошлом году выросло до 4 млн. 100 тыс. тонн, также увеличение в два раза. «Вместе с тем, даже данный рост не закрывает нашу импортозависимость. Мы в данный момент порядка 30 процентов автобензина и 15 процентов дизельного топлива импортируем с России. Соответственно ценовая политика у нас выстраивается таким образом, чтобы обеспечить импорт необходимых объемов горюче-смазочных материалов в Казахстан. Соответственно ценовая политика должна создавать экономические условия для такого импорта», - рассказал Магауов.

 

Он также оценил последствия жесткого регулирования цен на дизтопливо. До августа прошлого года она составляла 99 тенге за литр, в результате в июне-июле объемы импорта практически обнулились, что привело к стремительному снижению запасов на нефтебазах.

 

«В преддверии осенней уборочной кампании нужно было предпринимать срочные меры. Правительство приняло решение о дерегулировании цен. Цена выросла на 30 процентов - до 130 тенге за литр, и благодаря этим мерам в августе прошлого года мы импортировали 60 тыс. тонн дизельного топлива, в сентябре - 120 тыс. тонн и октябре - 107 тыс. тонн. То есть дефицит был преодолен, и уборочная кампания, и в целом обеспечение розничных сетей АЗС, прошло в достаточно регулируемом порядке», - рассказал вице-министр.

 

Также в Минэнерго считают, что большой спрос потребления бензина идет со стороны транзитного транспорта. «Если сравнивать с ценами на ГСМ с соседними странами, то в России на данный момент цена составляет 190-200 тенге за литр, как на бензин, так и на дизельное топливо. То есть практически на 60 тенге выше. В Кыргызстане цена составляет 160 тенге за литр, и все это приводит к тому, что жители как приграничных районов Казахстана, так и транзитный транспорт всегда заправляются у нас. Это также вызывает всплеск потребления. В прошлом году были факты неконтролируемых вывозов нефтепродуктов в Кыргызстан. Мы думаем, что принятое решение обеспечивало рынок достаточным объемом нефтепродуктов, и текущие колебания находятся в пределах инфляционных процессов и достаточно стабильное ценовое и объемное положение в Казахстане», - заключил вице-министр.