Модернизация казахстанских НПЗ привела к тому, что уровень производства бензина в республике находится на рекордном уровне. Правительство даже на несколько лет отложило вопрос о строительстве четвертого нефтеперерабатывающего завода. И без него имеющегося объема больше, чем нужно внутреннему рынку. «Лишнее» может быть экспортировано, причем во все страны ЕАЭС.
По словам министра энергетики Каната Бозумбаева, Казахстан может начать экспорт бензина в Армению и Беларусь. Там выразили желание покупать ГСМ, вопрос в настоящее время обсуждается сторонами.
Не стали отрицать этого и в Беларуси. Госконцерн «Белнефтехим» обсуждает возможность импорта автобензина из Казахстана с целью дозагрузки вторичных процессов на местных НПЗ.
«Нефтеперерабатывающие заводы постоянно прорабатывают возможности поставок сырья для дозагрузки вторичных процессов и нефтехимических производств. В этом контексте рассматривается и возможность поставок, в том числе из Казахстана», — цитируют местные СМИ пресс-секретаря концерна Марину Костюченко.
Но не факт, что казахстанский бензин будет продаваться на белорусском рынке, даже если переговоры завершатся успешно
По словам Костюченко, потребности внутреннего рынка в автомобильном топливе будут обеспечиваться за счет собственной переработки – своего бензина для насыщения хватает, даже остается на экспорт.
Зачем он тогда Беларуси? За 10 месяцев 2018 объем внутреннего производства составил 2,92 млн тонн, еще 2,7 млн тонн нефтепродуктов было импортировано из России. Однако, как пишет EADaily, с IV квартала РФ ограничила беспошлинные поставки нефтепродуктов в Беларусь, мотивируя это потерями российского бюджета из-за их реэкспорта местными компаниями.
Белорусские компании покупали бензин в РФ по сниженным ценам, в дальнейшем экспортируя его и зарабатывая на разнице цен. Сейчас, когда льготы закончились, в роли товара может выступить казахстанское топливо, которое еще дешевле российского.
Экспорт в Кыргызстан вновь переносится
К концу года Казахстан уже должен был вовсю продавать бензин в Кыргызстан – еще один торговый партнер по ЕАЭС. Однако до сих пор не улажены все бумажные процедуры. Лишь в октябре был подписан протокол о внесении изменений в соглашение о взаимодействии в топливно-энергетическом комплексе между Казахстаном и Россией, который снял запрет на экспорт РК бензина в страны СНГ. Теперь очередь за соглашением с Кыргызстаном.
«Если на этой неделе или в течение 10 дней с соответствующими госорганами согласуем проект соглашения с Кыргызстаном о сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов, отправлю своего заместителя в Кыргызстан в первой декаде января. Как поставят подписи, начнем экспорт с февраля», — сообщил 26 декабря Канат Бозумбаев.
По озвученным ранее прогнозам Казахстан в 2019 может экспортировать до 1,2 млн тонн бензина
Торговля за рубеж ведется и сейчас, но в гораздо меньших объемах: за 10 месяцев 2018 года РК продал России 4,5 тыс. тонн, заработав около 2,2 млн долларов. Большая часть экспорта — 2,8 тыс тонн — пришлась на сентябрь-октябрь – период, когда цены на топливо в РФ значительно росли.
Таким образом, в вопросе экспорта бензина Казахстан в данный момент связан со всеми странами-партнерами по ЕАЭС. В Россию ведутся фактические продажи, в Кыргызстан начнутся в ближайшие месяцы, а Беларусь и Армения являются перспективными направлениями.
Нового НПЗ пока не будет
Своего бензина в Казахстане сейчас много как никогда. Максимальный объем месячного производства в 2013-2017 гг. составлял 315,4 тыс. тонн (декабрь 2016), тогда как в последние полгода (с июня 2018) не опускается ниже 340 тыс. тонн (в среднем – 363,1 тыс. тн в месяц). В октябре производство и вовсе впервые превысило отметку в 400 тыс. тонн.
Всего за 11 месяцев было выпущено 3,6 млн тонн бензина: в 2015 и 2016 годах годовой показатель был ниже 3 млн тонн, в 2017 году – 3,07 млн.
Это привело к снижению цен на внутреннем рынке. По данным Комитета по статистике, бензин в Казахстане дешевеет 8 месяцев подряд. Его стоимость с начала года упала на 2,8% — так сильно не подешевел ни один непродовольственный товар или услуга.
Завершение модернизации на трех НПЗ республики и последовавший за ним рост производства привели к еще одному результату – очередному отказу от строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода
«Чтобы всем было понятно, четвертый НПЗ пока строиться не будет. Почему? «КазМунайГаз» для анализа привлек две мировые компании. По результатам мы уже доложили правительству, что благодаря проведенной модернизации у нас хороший лаг до 2026-2027 годов точно», – заявил Бозумбаев.
Источник: 365info.kz