Отбор международных участников на разработку концепции мастер-плана столицы до 2025 года проводился в начале августа 2017. «Мы полностью поменяем формат генерального планирования. Утверждён мастер-план «2025», конкурс концепции уже разыгран, и пять международных команд будут предлагать свои варианты до конца этого года, по истечении которого мы выберем финалиста», – отмечают в центре урбанистики при ТОО «НИПИ Астанагенплан».
Новая концепция предусматривает застройку города по полицентричному принципу, с расчётом на население 2 млн человек. При этом предполагается «применение мирового опыта в части комплексной застройки городских территорий и управления системами жизнеобеспечения». Заявлено, что план разработают по опыту Копенгагена, Лондона, Дубая, Барселоны и Абу-Даби.
Там, где новый план, там большая стройка. Впрочем, и без того темпы роста строительства в Астане растут – с 320,5 млрд тенге в 2013 до 437,7 млрд в 2015. Серьезных объёмов добавило Ехро, которое, по официальным сообщениям, обошлось в $3 млрд, хотя не всё из этой суммы - стройка.
Если иностранцы будут решать, как обустроить столицу Казахстана, то местные строители ожидают момента, чтобы побороться за подряды. Правда, и здесь им придётся вступить в схватку с зарубежными конкурентами.
К примеру, крупнейшей иностранной компанией, которая занимается строительством в Астане, является небезызвестная Mabetex Group. Швейцарцы работают у нас с 1996 и построили много объектов, в том числе Акорду. (До этого, в 1993, Mabetex занималась реконструкцией московского Кремля.) В настоящее время около 80% портфеля её заказов приходится на Казахстан и Косово.
«Mabetex Group считает, что главные факторы успеха компании – это безупречное качество материалов и настоящее мастерство сотрудников. Именно благодаря сочетанию этих двух слагаемых… Mabetex Group занимает ведущие места на строительных рынках Европы и Азии», – говорится в презентациях компании.
C 2002 по 2017 Mabetex построила в Астане за счёт государственных инвестиций объектов на сумму более $1,9 млрд. Средняя рентабельность по ним превышает 40–45%. Таким образом, за 15 лет компания обеспечила себе чистую прибыль до $900 млн.
В распоряжении Forbes Kazakhstan имеется аналитическая записка, в которой приведены расчёты по проектам Mabetex, со ссылками на источники информации в виде отчётов различных госкомпаний и публичных выступлений чиновников. «В предоставленном списке на четырёх из девяти проектов произошло существенное удорожание первоначальной стоимости строительства (на двух объектах стоимость поднялась почти в 2 раза), – указывают авторы. – С учётом прошедших девальваций, а также учитывая принимаемые меры (…) Mabetex по максимальному увеличению сметной стоимости строительства реализуемых проектов, совокупное удорожание по всем построенным или строящимся объектам составляет примерно 90% от первоначальной сметной стоимости».
В записке отмечается, что подавляющее большинство проектов, представленных в списке, были переданы компании для реализации без проведения открытого общего конкурса как по архитектурно-техническим решениям, так и по цене.
«Таким образом, была создана ситуация, когда генподрядчик обладал возможностью увеличения затрат по проектам без конкурентного обоснования», – констатируют авторы.
В записке отмечается, что если сравнивать объекты, построенные Mabetex в Астане, и их зарубежные аналоги, то первые выходят в несколько раз дороже. Например, при цене концертного зала «Казахстан» $187 млн аналогичный проект – испанский Tenerife concert hall – обошёлся заказчику в $30,5 млн, что в 3,4 раза дешевле; ICE Krakov Congress Centre – в 2 раза дешевле, латвийский Ember Hall – в 2,5 раза.
Другое сравнение – новый терминал аэропорта Астаны, рост первоначальной стоимости которого превысил 53% и достиг отметки более $287 млн. Один из красивейших аэропортов мира – уругвайский Carrasco New Terminal, примерно схожий по масштабу с астанинским, обошёлся заказчикам в 1,6 раза дешевле – $165 млн; новый терминал аэропорта в польском Вроцлаве – в 1,8 раза; канадский Winnipeg new terminal – в 1,6 раза.
Аналогичные расчеты приводятся и по другим проектам. «Астана Опера» обошлась заказчику в $320 млн, в то время как китайская Harbin Оpera – в $203 млн, испанская Palau de les Arts reina Sofia – в $186,95 млн.
Кстати, Астана вообще является лидером по присутствию иностранных строительных компаний среди всех регионов Казахстана. С 2012 по 2017 доля зарубежных застройщиков выросла почти в 2,7 раза, превысив отметку 58%. При этом только на компании Sembol Insaat и Mabetex приходится до 30% всего столичного рынка.
К моменту подготовки материала комментарии от компании Mabetex получить не удалось.
По материалам Forbes Kazakhstan