На прошлой неделе в Аахене канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон подписали новый франко-германский договор. Торжественная церемония проходила в довольно пышной обстановке. Тем не менее на передний план вышли политические проблемы, с которыми оба лидера сталкиваются как в своих странах, так и на международном уровне, пишет vestifinance.ru.

 

Франко-германское соглашение, подписанное Макроном и Меркель, явилось скорее пиар-акцией, а не шагом, направленным на существенное изменение дел.

Вообще, между двумя странами уже имеется одно соглашение. Елисейский договор был подписан в 1963 г. Шарлем де Голлем и Конрадом Аденауэром. Это историческое послевоенное перемирие между двумя основными европейскими державами, которое помогло проложить путь к современному ЕС.

Некоторые наблюдатели поставили под сомнение необходимость подписания Макроном и Меркель нового договора, целью которого является попытка наладить тесное сотрудничество между Германией и Францией в области внешней политики, обороны, безопасности и экономической политики. Другой задачей является укрепление "способности Европы действовать независимо".

На следующий день после подписания Ангела Меркель выступила на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Там она заявила, что новый франко-германский договор – реальный шаг на пути к созданию европейской армии.

Стремление Европы обрести независимость во внешней политике и в сфере обороны, очевидно, является ответом на растущую напряженность между США и ЕС – напряженность, возникшую, с тех пор как Дональд Трамп стал президентом.

Трамп критикует европейские правительства, в частности Германию, за торговую и внешнюю политику и военные расходы НАТО. Это неизбежно подталкивает две основные державы ЕС – Германию и Францию – к тому, чтобы сплотить ряды и попытаться возродить хоть какое-то уважение к ним как к самостоятельным государствам, а не вассалам Вашингтона.

Тем не менее перспективы малоприятны. Европейские правительства все так же рабски подчиняются Вашингтону, одобряя враждебные санкции против России. На прошлой неделе ЕС безропотно согласился с вопиющей попыткой переворота в Венесуэле.

Меркель и Макрон также отметили рост давления внутри европейского блока.

Два лидера жаловались на рост "популизма и национализма" как на негативные факторы, подрывающие и разрушающие проект ЕС, в котором участвуют 28 членов. Подписав соглашение на прошлой неделе, немецкие и французские лидеры призвали "восстановить единство" и "сплоченность".

Тем не менее их усилия кажутся скорее пиаром, чем реальными действиями.

И пока Макрон угощал Меркель чаем в Аахене, обе их страны страдали от социальных беспорядков на фоне экономических потерь и неконтролируемой иммиграции. Оба лидера практически лишились политического авторитета, став слабыми фигурами в глазах общественности, в отличие от подписавших договор 1963 г. Де Голля и Аденауэра, которых в то время воспринимали как сильных государственных лидеров.

Французского президента Макрона особенно сильно презирает растущее число его же собственных граждан. Движение "Желтых жилетов", протесты которого охватили Францию, требует его отставки, называя Макрона не иначе как "президентом богачей".

Меркель также стала тенью бывшего "железного канцлера". В отставку она уйдет с репутацией, омраченной растущими экономическими потерями среди немцев и усилением антииммиграционной и евроскептической партии "Альтернатива для Германии". "Политика открытых дверей" навредила избирателям правоцентристской Христианско-демократической партии Ангелы Меркель.

Подписание франко-германского соглашения на прошлой неделе воспринимается как пустая попытка обоих лидеров придать самим себе важности перед лицом растущей критики и злобы среди избирателей.

Что касается "восстановления единства", предложенного Макроном и Меркель остальной части Европы, то вся помпезность этой церемонии вызвала гнев по всему Евросоюзу. Многие граждане считают, что безразличие европейского истеблишмента и его неолиберальная капиталистическая политика постоянно приводят к социальным волнениям.

Макрон осуждает так называемый "популизм", называя его отвратительным злом в Европе. Он даже назвал популизм "проказой, разъедающей политику ЕС". Его резкие комментарии многие посчитали нападением на правящие партии Италии и Венгрии.

Заместитель премьер-министра Италии Маттео Сальвини раскритиковал французского лидера за "пустые разговоры и отсутствие действий", добавив, что он надеется, что французские избиратели скоро избавятся от "ужасного Макрона".

Второй вице-премьер Италии Луиджи Ди Майо на прошлой неделе обвинил Францию в том, что она "эксплуатирует Африку" своей экономической политикой. Таким образом, заявил Ди Майо, французское правительство подпитывает миграцию в Европу.

Учитывая, что Италия является одним из членов-основателей ЕС, ужесточающаяся риторика показывает, насколько раздроблен блок.

Еврофилов, таких как Макрон и Меркель, должно встревожить то, что многие по всему ЕС одобрили решение Великобритании в отношении Brexit.

Макрон и Меркель, а также другие проевропейские политические деятели не понимают, что "популизм" — это демократический бунт против ортодоксальности управляющих экономик, направленных на то, чтобы удовлетворить интересы больших банков и крупного бизнеса, в то время как обычные люди должны жить в бедности, иметь низкую зарплату, сталкиваться с безработицей, ростом стоимости жизни, недоступным жильем и ухудшением качества госуслуг.

Такие как Макрон и Меркель создали проблемы, оппозицию и провалы в обанкротившейся капиталистической политике.

На конференции в Давосе на прошлой неделе премьер-министр Италии Джузеппе Конте раскритиковал экономическую политику ЕС, "сеющую отчаяние и недовольство по всей Европе".

Франко-германский договор, подписанный на прошлой неделе, – это бесполезная попытка склеить разрушающуюся Европу. Необходимо восстановить Европу с помощью экономической, политической системы, действительно демократичной, способной удовлетворить потребности простых людей. И создать Европу, которая будет по-настоящему независимой от "холодной войны" Вашингтона против России.