1 февраля в г. Алматы (Республика Казахстан) состоялось заседание Евразийского межправительственного совета (МПС).
Основными темами для обсуждения на данном мероприятии стали вопросы реализации цифровой повестки, экономики, энергетики, транспорта, международного сотрудничества, макроэкономики и интеграции в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
Среди подписанных по итогам заседания МПС документов значительное влияние на ситуацию в Каспийском регионе может оказать Соглашение о судоходстве.
Как сообщается в официальном пресс-релизе, данный документ является важным для ЕАЭС, так как поможет государствам-членам сформировать единое транспортное пространство, общий внутренний рынок водных транспортных услуг, будет способствовать реализации транзитного потенциала и развитию транспортных комплексов.
«Документ упрощает взаимный доступ судов под флагами стран ЕАЭС к внутренним водным путям других государств-членов. Документ позволит перейти от разрешительной системы доступа к водным путям к уведомительной системе: доступ судов к плаванию под флагом государств-членов будет осуществляться на основе уведомления. Также теперь будут взаимно признаваться судовые документы, квалификационные документы капитана и членов экипажей судов. Соглашение дает право на двусторонние перевозки грузов, пассажиров и их багажа между государством-членом флага судна и другой страной-участницей на смежных внутренних водных путях, а также транзитный проход по внутренним водным путям», — указано в сообщении Евразийской экономической комиссии.
Следует отметить, что среди членов ЕАЭС два государства – Россия и Казахстан, являются одновременно прикаспийскими странами. С учетом замкнутого характера Каспийского моря, не секрет, что прикаспийские страны и Казахстан в особенности, проявляют большой интерес к получению права на свободный доступ к внутренним водным путям России для выхода в Мировой океан.
Именно поэтому в подписанной Конвенции о правовом статусе Каспийского моря были закреплены соответствующие положения. Так, в статье 3 пятистороннего соглашения среди принципов деятельности сторон на Каспийском море указано право на свободный доступ из Каспийского моря к другим морям, Мировому океану и обратно на основе общепризнанных принципов и норм международного права и договоренностей соответствующих Сторон с учетом законных интересов Стороны транзита в целях расширения международной торговли и экономического развития.
Данный принцип в дальнейшем конкретизируется в части 4 ст. 10 Конвенции, где указано, что страны региона пользуются свободой транзита через территории сторон транзита всеми транспортными средствами. Порядок и условия осуществления такого доступа согласовываются между заинтересованными странами посредством двусторонних соглашений, а в случае отсутствия таких соглашений — на основе законодательства стороны транзита. При этом, отмечается, что транзитная страна «в осуществление своего полного суверенитета над своей территорией имеют право принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы права и возможности, предусмотренные настоящим пунктом для сторон, никоим образом не ущемляли законных интересов стороны транзита».
Таким образом, закрепленные в Конвенции положения, по сути, оставляют за страной, по которой осуществляется транзит, право предпринимать все необходимые меры по обеспечению своих интересов, например, в сфере обеспечения экологической безопасности при следовании транзитных судов по внутренним водным путям. С учетом этого, выходом из ситуации являются двусторонние соглашения, в рамках которых данный вопрос может быть детально урегулирован.
С учетом подписанного в Алматы Соглашения о судоходстве Казахстан, вероятно, первым из прикаспийских стран максимально приблизился к получению «заветной» возможности получить удобный доступ к водным путям России.
О том, как будет действовать новое соглашение можно судить по статье 3 этого договора. В ней, в частности, указано, что плавание судов под флагами государств-членов ЕАЭС по внутренним водным путям осуществляется на основании заявления, подаваемого судовладельцем или его представителем в уполномоченный орган государства-члена. При этом, уполномоченный орган государства-члена оповещает заявителя об итогах рассмотрения заявления на проход только в случае принятия отрицательного решения, поводом для которого может стать несоответствие габаритов судна, наличие сведений о несоответствии судна требованиям законодательства, а также соображения по обеспечению обороны и безопасности государства-члена ЕАЭС.
Двусторонняя перевозка осуществляется на основании уведомления, в соответствии с которым уполномоченные органы государств-членов ежегодно, до 1 апреля, согласовывают предварительные списки судов, планируемых для осуществления перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировки из портов (в порты) внутренних водных путей одного государства-члена флага судна в порты (из портов) внутренних водных путей другого государства-члена.
Среди других льготных условий следует также отметить, предусмотренные соглашением о судоходстве меры для облегчения и упрощения пограничных, таможенных и иных процедур, действующих в портах.
Таким образом, подписанное странами-членами ЕАЭС Соглашение о судоходстве должно придать значимый импульс транспортному сотрудничеству России и Казахстана в Волжско-Каспийском бассейне. Кроме того, документ наглядно демонстрирует другим прикаспийским странам те преимущества, которые даёт членство в Евразийском экономической союзе и более тесное сотрудничество с Москвой в транзитно-транспортной сфере.
Каспийский вестник