Информация Бишкека и Нур-Султана о товарообороте по итогам первых пяти месяцев 2019 года оказалась различной. В частности, казахстанская сторона заявила о снижении объема торговли с Кыргызстаном, тогда как статданные КР, наоборот, говорят о росте показателей.
По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Казахстана, товарооборот между КР и РК за период с января по май 2019 года составил 318,3 миллиона долларов, что меньше на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2018 году за первые пять месяцев соседние республики наторговали на 341 миллион долларов.
На официальном сайте Комитета по статистике указано, что причиной снижения стало уменьшение объема товаров, экспортируемых из Казахстана в КР. Разница составила 15-16% по сравнению с 2018 годом. А вот поток продукции из Кыргызстана в РК, наоборот, увеличился.
Статистика Казахстана
Экспорт в Кыргызстан:
- с января по май 2019 года - 217,4 млн долларов;
- с января по май 2018 года - 253,4 млн долларов.
Импорт из Кыргызстана:
- с января по май 2019 года - 100,8 млн долларов;
- с января по май 2018 года - 88,2 млн долларов.
Но предварительные данные Министерства экономики Кыргызстана по этим же параметрам отличаются в разы. Так, по информации ведомства, товарооборот двух стран по итогам января-мая 2019 года вырос на 23%, составив в общей сложности 385 млн долларов против показателей 2018 года в 312,8 млн долларов. Также указано, что в этом году в Казахстан из КР было экспортировано на 13,5% товаров больше, чем в 2018 году, а обратный импорт вырос на 28%.
Статистика Кыргызстана
Экспорт в Казахстан:
- с января по май 2019 года - 126,9 млн долларов;
- с января по май 2018 года - 111,8 млн долларов.
Импорт из Казахстана:
- с января по май 2019 года - 258,1 млн долларов;
- с января по май 2018 года - 201 млн долларов.
Конечно, статистические данные по объему торговли двух сопредельных республик не совпадали и ранее. К примеру, если по данным казахстанской стороны товарооборот за 2018 год составил 865 млн долларов, то Кыргызстан давал цифру в 749,3 млн долларов.
Но в этот раз речь идет о том, что одна сторона говорит о снижении, а другая заявляет о росте. Получить комментарий казахстанской стороны о причинах подобной разницы пока не удалось.
Начальник управления макроэкономической политики Министерства экономики КР Насирдин Шамшиев объясняет эти несоответствия различиями в методологии расчетов:
«У нас ведь и с данными Китая получается большая разница. Возможно, их методология подсчета основывается на объеме товаров. Некоторые страны вместе с объемом считают и стоимость, тем самым увеличивая показатели. К примеру, при вывозе текстильной продукции мы основываемся на одной стоимости, а Казахстан может применять другие цифры. Из-за упразднения таможенного контроля там действует такое понятие как минимальная контрольная цена. К примеру, перед вступлением в Таможенный союз по бумагам получалось, что зерно и мука завозились к нам по три сома за килограмм. Но этого ведь не может быть! Поэтому, когда они проходили нашу границу, мы уже считали по реальной цене. А Казахстан, предоставляя нам свои данные, возможно, считает по другой стоимости».
Насирдин Шамшиев добавил, что. учитывая наличие разницы в статистических данных двух стран - членов Евразийского экономического союза, Кыргызстан постоянно обращается по этому поводу в комиссию данного объединения (ЕЭК).
Торговля, сопровождающаяся ограничениями
Несмотря на то, что статистика Кыргызстана говорит об увеличении объема товарооборота с Казахстаном, эксперты далеки от того, чтобы назвать показатели торговли между странами многообещающими.
Несмотря на то, что взаимные препирательства Нур-Султана и Бишкека, имевшие место в 2017 году, уже не звучат, время от времени на кыргызско-казахской границе все же возникают очереди из грузовых машин, а кыргызстанские предприниматели жалуются на то, что иногда вынуждены часами ждать проезда на границе, а при провозе товаров у них возникают проблемы.
И если казахстанская сторона объясняет усиление проверок попытками пресечь контрабанду и обеспечить исполнение требований таможенного законодательства, официальный Бишкек настаивает, что между государствами - участниками ЕАЭС не должно быть подобных односторонних необоснованных проверок.
В марте-апреле 2019 года Казахстан на 15 дней вновь усилил досмотр при прохождении границы, что в итоге повлекло возникновение длинных очередей из большегрузов на подступах к КПП.
В отчете Министерства экономики Кыргызстана по итогам первого полугодия 2019 года сказано, что эта ситуация «отрицательно сказалась на состоянии внешней торговли страны».
Бывший заместитель министра экономики Эльдар Абакиров не исключает возможности, что и в середине года уровень товарооборота между странами снизится: «Видимо торговые отношения изменились. Так как поступления таможенных отчислений в бюджет официально снизились. То есть, торговля упала. Все это напрямую связано друг с другом».
Кстати, в конце июля 2019 года директор Центрального казначейства Министерства финансов КР Марлен Амандыков на пресс-конференции в Бишкеке сообщил, что налоговые и таможенные поступления в бюджет снизились. По его словам, за первое полугодие 2019 года было собрано на 9% меньше таможенных платежей, чем планировалось.
По официальным данным Комитета по статистике Казахстана, половину импортируемых из Кыргызстана в РК товаров составляет минеральная продукция, в том числе топливно-энергетические продукты. На следующем месте стоят пищевые продукты, крупный рогатый скот, растениеводческая продукция, а также транспортные средства, автозапчасти и различные товары.
Согласно статистике кыргызстанской стороны, большую часть поступающих из Казахстана товаров составляют ГСМ, уголь, сталь и чугун, а также зерно и другая мукомольная продукция.
Вопрос о проведении проверок при провозе товаров поднимался и во время визита премьер-министра РК Аскара Мамина в Бишкек 12 июля 2019 года. Тогда было заявлено о том, что в ходе встреч достигнута договоренность о либерализации пропускного режима для грузоперевозчиков Кыргызстана, направляющихся в третьи страны транзитом через Казахстан.
А глава правительства Казахстана в своей речи отметил, что планы об увеличении объема товарооборота между странами озвучиваются с 2017 года: «Перед правительством ставится задача - доведение товарооборота в краткосрочный период как минимум до 1 млрд долларов. Думаю, это вполне достижимо. У нас имеются все возможности для раскрытия имеющегося потенциала для значительного увеличения товарооборота».
Но спустя какое-то время после этой встречи, а именно - 22 июля, Комитет госдоходов Минфина Казахстана заявил о «сером импорте» из Китая в РК через территорию Кыргызстана, сообщив, что только за первый квартал 2019 года казахстанские борцы с контрабандой официально выявили 1,8 тысячи фактов ввоза товаров в адрес несуществующих получателей. Одним словом, торговля между двумя сопредельными республиками, входящими в одно экономическое объединение, периодически сопровождается подобными спорными заявлениями.
Замедлившиеся темпы торговли внутри ЕАЭС
Аналогичные применяемым Казахстаном меры предпринимаются теперь и в России, по обыкновению считающейся двигателем ЕАЭС. По данным Министерства экономики РФ, с 11 марта 2019 года в стране началась «новая борьба» с теневым оборотом капитала и товаров.
В рамках этой инициативы разрабатываются соответствующие меры для выявления серых схем по контрабандному ввозу на рынки России товаров из Кыргызстана через Казахстан.
Кроме того, правительство РФ в рамках борьбы с теневыми операциями и системами в сфере денежных переводов с 16 апреля 2019 года ввело ограничения на переводы из России в Кыргызстан, Вьетнам и Китай, установив предельную ежемесячную сумму в 100 тысяч рублей. Для трансферов в Казахстан этот порог составляет 150 тысяч рублей в месяц. Это нововведение спровоцировало снижение на 3,9% денежных переводов в Кыргызстан.
Таким образом, вышеуказанные ограничения и проверки на кыргызско-казахской границе оказали свое влияние на общий уровень внешней торговли КР, в том числе со странами ЕАЭС. Это подтвердил и Начальник управления макроэкономической политики Министерства экономики КР Насирдин Шамшиев:
«Объем внешней торговли в этом году немного снизился. По итогам первых пяти месяцев 2019 года он составил 97,4%, что меньше на 2,6% по сравнению с прошлым годом. Мы отправили меньше товаров в Россию. То же касается и экспорта в другие страны. В структуре товарооборота на Россию и Казахстан приходится весомая часть. В Россию в этом году было отправлено меньше текстильной продукции».
По данным Министерства экономики КР, за пять месяцев 2019 года уровень товарооборота между РФ и Кыргызстаном снизился на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 589 млн долларов. Почти в два раза уменьшился объем экспортируемых из КР в Россию товаров. Так, к примеру, если с января по май 2018 года Кыргызстан отправил в РФ товаров на 163 млн долларов, то за пять месяцев 2019 года этот показатель составил 78,6 млн долларов. А объем товаров, импортированных из РФ, наоборот, увеличился на 10,8%, составив 510,5 млн долларов.
Увеличился в 2019 году объем товарооборота КР с Беларусью, поднявшись с 15,6 млн долларов до 20 млн долларов. Уровень торговли с Арменией в этот же период прошлого года составлял 3 млн долларов, в 2019 году эти цифры составили всего 500 тысяч долларов. По данным официальной статистики, в первые пять месяцев 2019 года Кыргызстан ничего не экспортировал в Армению.
В экономике превышение экспорта над импортом в структуре торговли страны оценивается как позитивная тенденция и называется положительным сальдо. Но как свидетельствуют первые пять месяцев 2019 года, Кыргызстан меньше экспортировал в страны, которые входят в ЕАЭС, увеличив объемы импорта из этих государств. Таким образом, в товарообороте с участниками ЕАЭС Кыргызстана демонстрирует отрицательное сальдо.
Источник: rus.azattyk.org