Визит президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Беларусь показал взаимную заинтересованность двух стран в развитии торгово-экономического и научно-технического сотрудничества. Отраслевая структура белорусской и узбекистанской экономик весьма неплохо дополняют друг друга, и все же во взаимной торговле пока сохраняется ассиметричность. Чем друг другу могут быть интересны эти две страны, и в каких направлениях будут развиваться их экономические связи в ближайшем будущем, специально для «Евразия.Эксперт» проанализировал международный обозреватель Александр Шустов.
Из центра Азии в центр Европы
Визит главы Узбекистана Шавката Мирзиёева в Минск, состоявшийся 31 июля – 1 августа, был посвящен главным образом экономическим вопросам. Пересечений политических интересов у двух стран, расположенных в совершенно разных политико-географических регионах, не так уж и много – слишком разнится их геополитическое окружение, а также связанные с ним проблемы, противоречия и интересы. Помимо общего советского прошлого их связывает, пожалуй, только членство в СНГ, которое не играет заметной роли в международных делах.
Различия в геополитическом положении двух стран невольно подчеркнул и президент Беларуси Александр Лукашенко, пытавшийся найти в нем нечто общее. «К нашему удивлению, обнаружили абсолютно схожие тенденции: вы находитесь в центре Центральной Азии, мы находимся в центре Европы, – отметил он, рассказывая о состоявшейся накануне неофициальной встрече, – С этим связаны наши преимущества и наши проблемы». Однако на этом сходство и заканчивается. Восточная Европа и Средняя Азия – два совершенно разных региона, перед которыми стоят разные вызовы и проблемы. Что, впрочем, отнюдь не мешает развивать между ними экономические связи.
Статистические рекорды
Торговля между Беларусью и Узбекистаном все последние годы устойчиво растет, однако ее объемы оцениваются по-разному. По словам Лукашенко двухсторонний товарооборот составляет «под $200 млн, а на самом деле он, если учесть посредников, аж полмиллиарда». В первом полугодии 2019 г. товарооборот между двумя странами по данным белорусской статистики увеличился по сравнению с первым полугодием 2018 г. на 25,3% и достиг $113,2 млн. При этом белорусский экспорт в Узбекистан вырос на 28,3%, составив $88,8 млн, а узбекистанский экспорт в Беларусь увеличился на 15,6% и достиг $24,3 млн.
Показатели узбекской статистики выглядят гораздо более внушительно, что, видимо, связано с различиями в методике учета внешней торговли. В январе прошлого года посол Узбекистана в Минске Носиржон Юсупов сообщил, что за 2018 г. взаимный товарооборот увеличился в два раза, а экспорт узбекистанских товаров и услуг в Беларусь – в полтора раза. По данным узбекского МИДа объем торговли между двумя странами за прошлый год вырос на 130% и составил $419,9 млн. Эта цифра, озвученная узбекской стороной в ходе состоявшегося в сентябре прошлого года визита Лукашенко в Узбекистан, был растиражирована и российскими СМИ.
Машины и технологии
Беларуси, обладающей развитой обрабатывающей промышленностью, Узбекистан интересен, прежде всего, как рынок сбыта своей машиностроительной продукции.
Чтобы упростить ее экспорт, Минск планирует открывать в республике свои сборочные производства. По словам министра промышленности Беларуси Павла Утюпина в ближайшие годы Узбекистане планируется ежегодно производить 5 тыс. тракторов МТЗ и 500 комбайнов «Гомсельмаша». С этой целью по итогам визита было подписано четыре соглашения о сотрудничестве с Минским тракторным заводом, «Гомсельмашем», «Бобруйскагромашем» и Минским моторным заводом.
В рамках этого проекта предусматривается обучение специалистов в Беларуси, а также формирование дорожной карты, где будут прописаны выпускаемые модели и степень их локализации, которая может доходить до 50%. Сборочные производства планируется использовать и для экспорта продукции в соседние страны, куда на первоначальном этапе планируется поставлять до 25‑30% собранной техники. Фактически Узбекистан должен стать для белорусских машиностроительных предприятий базой, которая позволит им осваивать рынки стран Центральной Азии .
Наука, атом и фармацевтика
В апреле этого года в ходе визита в Ташкент белорусских фармацевтов была достигнута договоренность о создании совместных предприятий по выпуску лекарственных и антисептических средств. В настоящее время, по словам Лукашенко, на территории Узбекистана реализуются три совместных проекта: производство комплектов диализаторов и диализных магистралей для больных, страдающих почечной недостаточностью, выпуск антибиотиков, а также антисептических и дезинфицирующих средств. Кроме того, прорабатывается вопрос о создании в республике единой производственной площадки «Белфармпрома».
Ранее Минск и Ташкент рассматривали планы совместной реализации 15 научно-технических проектов в сфере машиностроения, сельского хозяйства и агропромышленных технологий, медицины и фармации, новых материалов, информационных технологий, генетики и биотехнологий, а также создания двух совместных научных лабораторий.
Две страны объединяют планы возведения АЭС по российским технологиям. Белорусская атомная электростанция в Острове находится на завершающем этапе строительства, а узбекская – пока в стадии проектирования, в связи с чем Ташкент заинтересован в обмене опытом по ее эксплуатации.
АПК с прицелом на Афганистан
Одна из экономических «фишек» Беларуси – молочно-товарные комплексы, которые она пытается экспортировать за рубеж. По итогам прошлогоднего визита Лукашенко в Ташкент была достигнута договоренность о создании в Узбекистане нескольких таких комплексов с привлечением белорусских проектных, строительных организаций и техники. Однако создать пока удалось только один комплекс в Ташкентской области, соучредителем которого выступила белорусская компания «Здравушка-милк». Остальные три комплекса Лукашенко предложил достроить с тем, чтобы продавать продукцию в соседние страны, включая Афганистан, пообещав зарезервировать для этой цели на 2019‑2020 гг. 1,5 голов крупного рогатого скота.
* * *
В целом одна из ключевых проблем белорусско-узбекских экономических связей – их асимметричность.
Кроме поставок фруктов, овощей и хлопка Ташкент пока мало что может предложить взамен белорусской промышленной и сельскохозяйственной продукции, а потому имеет в торговле с Минском большой дефицит. И проблема эта рано или поздно проявится. Кроме того, обширные планы, вынашиваемые двумя странами, еще надо реализовать на практике. А это, как показывает опыт предыдущих договоренностей, удается далеко не всегда.
Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук, eurasia.expert