Рост таможенных пошлин в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обусловлен уменьшением объема контрабанды и переводом ее в законное русло, считает финансовый консультант Расул Рысмамбетов.

«Еще при вхождении Казахстана в Таможенный союз россияне поставили условие – присутствие российских таможенников на казахстанских таможенных постах. Кроме того, практически все мировые потребительские бренды работают в Казахстане через московские офисы. Следовательно, при контроле над китайским направлением, узбекским направлением торговли Казахстана, а также тотальном доминировании в дистрибьюторской сети казахстанских фирм – россияне смогли перевести часть контрабанды в Казахстан на официальные рельсы. Поэтому рост таможенных пошлин говорит о том, что многие схемы чисто казахстанские – становятся общим достоянием ЕАЭС», — прокомментировал Рысмамбетов для КазТАГ сообщение пресс-службы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) о том, что на 6% вырос в ЕАЭС объем взысканных таможенных пошлин в 2018 году.

Пока это усиление, продолжил эксперт, не сильно бьет по казахстанским фирмам, потому что речь идет только о переводе на официальный учет всего импорта.

«Однако следующим шагом в рамках ЕАЭС будет внедрение справедливого учета таможенных пошлин – и это уже довольно сильно ударит не только по казахстанским фирмам, импортирующим товары из КНР, но и по конкурентоспособности китайских товаров в Казахстане, так как цены на них вырастут», — прогнозирует собеседник агентства.

На вопрос, означают ли поступления от ввозных пошлин в 11,8% доходов кыргызского бюджета, что ЕАЭС более выгоден Бишкеку, и менее выгоден Казахстану (3,4%) и России (3,4%), спикер ответил, что «полезность или вред ЕАЭС тяжело вычислить по одним лишь таможенным пошлинам».

«11,8% в Кыргызстане лишь говорит о том, что страна является перевалочной базой для китайского импорта, а другие поступления в бюджет снижаются», — констатировал спикер.

На вопрос, как бы он охарактеризовал экономическое взаимодействие в рамках ЕАЭС, эксперт ответил, что «на смену глобализации идет регионализация».

«Или как писали классики – местный национализм появляется в ответ лишь на великодержавный шовинизм. Развивающиеся страны стоят перед выбором – продолжать покупать товары мировых лидеров или закрыть свои рынки, чтобы развивать своих производителей», — отметил собеседник агентства.

Китай, дополнил спикер, строит китайский мир, Россия – постсоветский СССР 2.0, тогда как у остальных членов ЕАЭС нет региональной повестки и их правительства себя ставят в ситуацию выбора между сильными и отказываются от самостоятельной экономической политики.

«Безграничный российский рынок, который обещали казахстанским производителям, оказался не таким и пустым. За него надо конкурировать. Но если в качестве казахстанский производитель не уступает по многим позициям, то российские административные барьеры не по зубам казахстанским чиновникам, которые призваны защищать бизнес. Запуская российские товары, Казахстан не может достать до российского рынка. Тут нормальной экономический национализм и, думаю, так будет продолжаться и впредь», — резюмировал Рысмамбетов.

Напомним, ранее пресс-служба ЕЭК сообщила, что в странах ЕАЭС до 1 января 2020 года установлены следующие нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин: Республика Армения – 1,22%, Республика Беларусь – 4,56%, Республика Казахстан – 7,055%, Кыргызская Республика – 1,9%, Российская Федерация – 85,265%. Как отмечается в отчете, в 2018 году общий объем взысканных и распределенных между странами ввозных таможенных пошлин увеличился на 6% – с $11,6 млрд до $12,3 млрд.

 

Источник: КазТАГ