Как подчеркнул Председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович, Комиссия перестроила свою деятельность, направив усилия на урегулирование ежедневно возникающих острых вопросов. Комплекс мер разработан совместно с правительствами государств-членов.


Члены Евразийского межправительственного совета 10 апреля приняли пакет мер в Евразийском экономическом союзе по обеспечению жизненно важных потребностей населения, поддержанию взаимной торговли, свободы передвижения товаров в условиях пандемии COVID-19 и созданию условий для последующего экономического роста.

Как подчеркнул Председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович, Комиссия перестроила свою деятельность, направив усилия на урегулирование ежедневно возникающих острых вопросов. Комплекс мер разработан совместно с правительствами государств-членов.

"Предложенные меры мы сгруппировали в два раздела. Первый раздел - это пакет срочных мер стабилизационного характера, он предусматривает организацию взаимодействия соответствующих уполномоченных органов при проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий по предупреждению и минимизации последствий распространения коронавирусной инфекции, в том числе путем проведения консультаций по вопросам сбалансированности продовольственного рынка, оперативной организации поставок товаров первой необходимости", - отметил Михаил Мясникович.

Блок срочных мер также включает создание "зеленого коридора" для поставок критически важных товаров. Это предполагает временное обнуление ввозных таможенных пошлин, упрощение таможенных процедур, включая возможность автоматической регистрации деклараций на них, совершение в первоочередном порядке таможенных операций в отношении товаров, необходимых для предупреждения и ликвидации последствий пандемии.

В первом блоке мер – введение единых временных ограничений на экспорт критически важных товаров в третьи страны; оперативное проведение консультаций на уровне вице-премьер-министров стран Союза – членов Совета Комиссии по проектам национальных правовых актов о введении временных ограничений, связанных с исключительной необходимостью реагирования на распространение коронавирусной инфекции; консультации уполномоченных органов в сфере технического регулирования; временное снижение или обнуление ввозных таможенных пошлин на комплектующие и материалы для отдельных отраслей с учетом их экономической и социальной значимости и др.

Особо оговаривается необходимость реализации совместных мероприятий по созданию противовирусных препаратов и вакцин, налаживанию их массового производства. Необходима также бесперебойная работа транспорта и грузовых перевозок как в рамках Союза, так и в целях транзита с учетом требований по соблюдению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

"Второй раздел - это меры системного характера, которые направлены на создание условий для восстановления и обеспечения дальнейшего экономического развития. Он включает обеспечение макроэкономической стабильности, устойчивости функционирования финансовых рынков и платежных систем, поддержку предприятий реального сектора экономики, более активное участие наших региональных финансовых институтов в процессе поддержки экономик", - подчеркнул Михаил Мясникович.

В этот блок мер также включено развитие цифровизации торговли, в том числе расширение использования электронных товарно-сопроводительных документов, оцифровка взаимодействия логистических операторов, расширение применения электронной цифровой подписи, технологий автоматической регистрации и выпуска для импортных, экспортных и транзитных товаров.

На заседании Межправсовета отмечено, что в сложившейся ситуации представляется целесообразным немедленно приступить к отработке предусмотренных проектом Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года совместных программ и проектов в области медицинских и биоинженерных технологий, разработать концепцию биологической безопасности.

Межправсовет рассмотрел Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года

Несогласованные вопросы Межправсовет обсудит 23 апреля, после чего документ будет представлен для утверждения Высшим Евразийским экономическим советом 19 мая.

"Стратегия в целом одобрена, у нас осталось несколько вопросов. Один из них касается либерализации автомобильных перевозок, он очень актуален для Беларуси, для Армении. Договорились, что будут созданы группы высокого уровня, чтобы в течение двух ближайших недель постараться найти подходы к регулированию этих вопросов, и эту формулировку записать стратегию. Второе пока несогласованное направление – то, что касается цен и тарифов на транспортировку газа", - сообщил журналистам по итогам заседания Межправсовета Председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович.

Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года включают 326 мер и механизмов, раскрывающих положения Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Документ не только помогает достичь цели и задачи, установленные в Договоре о Союзе, но и дает возможность дополнить его новыми формами и сферами экономической интеграции.

Доработка проекта стратегических направлений ведется по поручению Евразийского межправительственного совета от 31 января 2020 года. За это время блоком министра по интеграции и макроэкономике ЕЭК Сергея Глазьева проведено 4 совещания членов Совета ЕЭК и 5 заседаний рабочей группы.

Межправсовет принял к сведению доклад о макроэкономической ситуации в государствах ЕАЭС

Доклад "О макроэкономической ситуации в государствах–членах Евразийского экономического союза и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития" содержит информацию о внешних условиях и тенденциях экономических изменений в государствах ЕАЭС в 2019 году, обзор и анализ проводимой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, оценки перспектив экономического развития государств ЕАЭС.

Произошедшая в начале 2020 года пандемия коронавируса COVID-19 в сочетании с резким снижением цен на сырьевых рынках и финансовой дестабилизацией привела к существенному изменению как глобальной экономической среды, так и макроэкономической ситуации в ЕАЭС. Тем не менее, оценки, выводы и рекомендации, изложенные в аналитическом докладе, сохраняют свою актуальность и в текущих условиях. Они могут использоваться совместно с пакетом антикризисных мер, принимаемых как на национальном уровне, так и на уровне Союза.

В частности, реализация рекомендаций по расширению использования имеющихся незадействованных в экономическом обороте ресурсов, в том числе загрузки производственных мощностей, может придать существенный импульс развитию экономик государств ЕАЭС. Для поддержки реализации этого направления могут быть использованы такие меры, как развертывание национальными (центральными) банками специальных инструментов рефинансирования коммерческих банков в целях кредитования инвестиций и пополнения оборотных средств производственных предприятий по специальным инвестиционным контрактам, а также фондирование институтов развития; реализация совместных целевых программ и проектов; расширение производственной кооперации, а также другие меры и механизмы, предусмотренные проектом Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

Это позволит не только смягчить негативные последствия глобального кризиса, но и создать условия для скорейшего восстановления экономики ЕАЭС и достижения цели ее опережающего развития.

Источник: eurasiancommission.org