Мировая экономика подошла к тому рубежу, когда ради устойчивого развития уже не нужно жертвовать прибыльностью: напротив, сохранить свои вложения просто не удастся без сознательных инвестиций в будущее, считает портфельный инвестор из Сингапура Райнер Михаэль Прайсс
Первый лауреат Нобелевской премии по экономике (1969 года) голландский экономист профессор Ян Тинберген заявил: «Равное распределение и справедливость создают прибыль, а не наоборот».
На протяжении многих лет это заявление было крайне непопулярным. Однако в последние несколько лет мы наблюдаем рост интереса к целевому социальному инвестированию и устойчивому развитию, философии «тройного критерия», корпоративной социальной ответственности и инвестированию на основе принципов ESG (environmental, social, governance — экология, социальное развитие, корпоративное управление).
Российская Федерация тоже приняла на себя обязательство по достижению целей, которые международное сообщество зафиксировало в Повестке дня ООН в области устойчивого развития до 2030 года. Россия продолжает работать над реализацией Целей устойчивого развития на национальном уровне.
Во время первой фазы пандемии коронавируса российские ценные бумаги, как и почти все активы, резко упали. Однако, согласно результатам недавнего исследования Morningstar, вложения в устойчивое развитие и ESG оказались более удачными, чем большинство других.
В то время как индекс МосБиржи упал на 8,5% по сравнению с прошлым годом, самым успешным в мире, согласно данным Bloomberg, оказался фондовый рынок Дании, который прибавил 8% в долларовом выражении (год к году), будучи при этом одним из всего четырех национальных рынков, оказавшихся в плюсе.
Дания — страна, которая уже давно отдает высший приоритет экологичности и соблюдению принципов ESG. Пока весь остальной мир имеет дело с COVID-19, растущим уровнем безработицы и беспрецедентными антикризисными мерами центральных банков, увеличивающими разрыв в уровне благосостояния, многие датские компании остаются мировыми лидерами в области устойчивого развития и возглавляют список самых устойчивых компаний мира в рейтинге 2020 года.
Крупнейший в Дании пенсионный фонд PFA с активами в 560 млрд датских крон ($82 млрд) запустил пенсионный продукт, который позволяет участникам инвестировать в активы, ориентированные на улучшение климата. Сообщается, что эти компании станут углеродно-нейтральными не позднее чем через пять лет. Тем временем пенсионный фонд Дании MP Pension выводит инвестиции из 24 холдингов нефтяных компаний, а в будущем исключит также облигации и акции, выпущенные компаниями по добыче угля и битуминозных песков. Пенсионный фонд присоединился к инициативе Race to Zero, включающей группу инвесторов и компаний по всему миру, цель которых — сделать мир углеродно нейтральным к 2050 году. Фонд обязался поддержать эту инициативу, став участником созданного при ООН Альянса владельцев чистых активов.
Президент Европейского центрального банка Кристин Лагард на этой неделе заявила: «У нас есть возможность поддержать ЕС в стремлении к устойчивому развитию, включив вопросы изменения климата и устойчивого развития в пакет финансовых мер по борьбе с пандемией COVID-19».
Исторически и во времена до COVID-19 многие инвесторы считали, что фокус на устойчивом развитии сужает возможности для инвестирования и может привести к более низкой прибыльности. Теперь, однако, все больше международных инвесторов убеждаются, что компании, чьи финансовые модели, деловые практики и бизнес-модели основаны на принципах устойчивого развития, принесут акционерам более высокую прибыль.
Роберт Стрэнд, профессор Калифорнийского университета в Беркли и эксперт по устойчивому развитию в Скандинавии, отметил: «Отцом современной Дании считают Н. Ф. С. Грундтвига, которые в XIX веке написал легендарные строки: «Мы стали необычайно богаты: у нас мало богачей и еще меньше бедняков». Эти строки прекрасно звучат на датском, и их нередко повторяют и сегодня. Они воплощают в себе философию того общественного устройства, к которому стремилась Дания, — философию более устойчивого, более стойкого общества. Оказалось, что на практике эта философия приводит еще и к появлению более динамичной и надежной деловой среды, которая, как следствие, способствует появлению одного из самых успешных в мире фондовых рынков».
Россия заявила, что протесты и социальная напряженность в США, вызванные смертью Джорджа Флойда, — это «внутреннее дело». Однако пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, что обеспокоен возможными нарушениями прав человека в США.
Беспорядки в США следует рассматривать и анализировать с учетом стремительно растущего неравенства в крупнейшей экономике мира. Богатейшие семьи США укрепляют свои позиции в корпоративной Америке. По данным Goldman Sachs, сейчас 1% богатейших американцев владеет более чем половиной ценных бумаг, принадлежащих семьям в США.
Похоже, что американский миллиардер, защитник окружающей среды и филантроп Пол Тюдор Джонс разделяет беспокойство по этому поводу, считая, что компании больше не могут существовать исключительно ради максимизации прибыли. «Если вы говорите, что компании нужно беспокоиться только о том, как приносить прибыль, вы разрешаете этой компании больше не задумываться о равной оплате труда, о гендерном равенстве, о расовом равенстве. Не задумываться о множестве других социальных факторов, которые в конечном счете лежат в основе сильного, развивающегося общества», — сказал Джонс.
Компания, чей руководитель придерживается принципов устойчивого развития, может не просто верить, но и инвестировать исключительно в инновации, направленные на устойчивое развитие. Отличный пример — Tesla. На прошлой неделе акции Tesla впервые достигли рекордной отметки в $1000. Критики утверждают, что рост Tesla на 145% за год в сравнении с падением S&P500 на 0,89% за тот же период и коэффициентом задолженности 152% нестабилен. Однако Илон Маск не раз доказывал, что критики ошибаются, а рынок оценивает Tesla в $1000 за акцию, поскольку это компания, использующая искусственный интеллект и ориентированная на устойчивое развитие, а не традиционная компания, для которой действуют методы оценки из прежней реальности.
Коэффициент P/E (цена к доходности) индекса S&P500 составляет 21,6, во многом благодаря увеличению мультипликатора, тогда как для Tesla коэффициент P/E достигает невероятного значения 6483. Для сравнения: для индекса МосБиржи коэффициентом P/E равен 7,36.
По-видимому, когда рынок считает вашу компанию подлинным инноватором в области устойчивого развития, оценки и коэффициенты цена/прибыль уже не имеют значения. Велика вероятность, что в будущем рынки и инвесторы будут обращать все больше внимания на последствия экономической деятельности для общества, для окружающей среды, для человеческой жизни и благополучия.
В сфере экономики пандемия COVID-19 привела к значительному росту безработицы по всему миру и резкому падению доходов работников. Кроме того, коронавирус ставит под угрозу скромные достижения последних десятилетий в области расового и гендерного равенства и прав женщин. Как утверждает ООН, сокращение неравенства — залог достижения Целей в области устойчивого развития. Верность принципам устойчивого развития помогает компаниям находить свое место в стремительно меняющемся мире, вовремя реагировать на любые новые экономические, технологические или социальные волны и опережать ход событий.
Подводя итоги, можно сказать, что мы не придем к устойчивому развитию без серьезных изменений в нашей экономической системе, основанной на крайних формах капитализма. Все более популярным становится мнение, что ради инвестиций в устойчивое развитие совсем не нужно жертвовать прибыльностью. Более того: чтобы сохранить свои вложения, инвесторам придется инвестировать в будущее.
Автор Наталья Балабанцева
Источник forbes.kz