В Казахстане власти относительно успешно борются с немногочисленными гражданскими активистами, то есть с функцией «держать и не пущать» они справляются. А вот с активизацией отечественного бизнеса и повышением его конкурентоспособности у них выходит не очень.

Почему так происходит - ответов много. Один из них на днях дала председатель Счетного комитета РК Наталья Годунова на пленарном заседании Сената Парламента РК, посвященном отчету правительства РК об исполнении республиканского бюджета за 2019 год.

Ее выступление 18 июня 2020 года представляет интерес хотя бы потому, что Счетный комитет РК является как бы оппозиционной по отношению к правительству РК структурой, предназначенной отслеживать, проверять и оценивать бюджетные расходы. И хотя очевидно, что оппозиционность эта относительна, тем не менее она позволяет ведомству и его сотрудникам быть более объективными и критически настроенными, чем это могут позволить себе их коллеги из других госведомств.

В связи с этим позволим себе процитировать несколько более чем любопытных утверждений из официального документа - Тезисов к выступлению председателя Счетного комитета РК в Сенате Парламента РК (выделения сделаны нами):

1. «Сегодня мы рассматриваем Отчет об исполнении бюджета за прошлый год. Но в совершенно иной ситуации. С одной стороны, мы констатировали долгожданный рост экономики, с другой – имеем очень непростое положение в этом году. И в мире, и у нас. Поэтому сейчас, принимая во внимание, что вывяленные нами нарушения исчерпывающе были обсуждены на Рабочих группах и в Комитетах Сената, разрешите больше остановиться на системных вопросах».

2. «Однако, снижения нефтяной зависимости не достигнуто. На протяжении 10 лет доля обрабатывающего сектора не превышает 11%. В структуре экспорта минеральные продукты составляют 70%. Реальные доходы населения возросли на 5,5%. Однако, в расходах населения до 50% увеличилась доля продовольственных товаров.

При этом растут кредиты населения в банках. В 2019 году рост потребительских кредитов опережал рост номинальных доходов населения почти на 15%.

И вообще, несмотря на значительную поддержку со стороны государства, за последние 5 лет отмечается снижение роли банковского сектора в экономике. Его активы к ВВП снизились с 60% в 2015 году до 40% по итогам прошлого. Ссудный портфель банков страны к ВВП уменьшился почти вдвое. Продолжают расти проблемные займы.

Доступных и «длинных» денег для бизнеса как не было, так и нет. Сколько их нужно бизнесу тоже никто не считал. Уровень монетизации продолжает снижаться. По итогам 2019 года – 31%. Тогда как еще в 2016 году он составлял 42%.

Для сравнения уровень монетизации в мире составляет в среднем 122%».

3. «Государственный долг, как и долг Правительства находится в безопасных пределах. Но статья расходов на их обслуживание и погашение растет. По правительственному долгу такие затраты достигли почти 1,4 трлн. Тенге».

«Во-вторых, в доходной части бюджета качественно мало что изменилось.

В структуре налоговых поступлений продолжает сокращаться доля основного системообразующего налога – КПН. В 2019 году она составляла уже менее 30%. Такая негативная тенденция напрямую отражает состояние бизнеса.

Кстати сумма, подлежащая к возмещению НДС, на 1 января 2020 года увеличилась в 2 раза к январю 2019 года (до 540 млрд. тенге против 284 млрд. тенге). Это то, что не должно было быть уплачено государству! Часть из этого возьмется в зачет или будет возмещена бизнесу в первом полугодии текущего года. Получается, мы отвлекаем деньги из оборота добросовестных предпринимателей. А возвращая излишне уплаченные в прошлом году средства, создаем нагрузку на бюджет уже текущего года».

4. «Стремясь упростить работу для бизнеса, мы теряем контроль за государственными интересами. Полагаем, надо пересмотреть подходы и внести ясность в отчетность получателей льгот и мер государственной поддержки. Бизнес должен иметь встречные обязательства перед государством».

«Конечно, хочется надеяться, что наступит время, когда Методики оценки социально-экономического эффекта будут разрабатываться не органами госаудита, а профильными министерствами. А поскольку Правительство не обладает такими методиками и инструментами мы оценили эффект на основе статистических и ведомственных данных в среднем за 7 лет. При этом учитывалась доля государственных инвестиций в развитии конкретной отрасли экономики.

Выводы неутешительные. Общий мультипликативный эффект оценен на среднем уровне при значительном потенциале роста. 1 тенге инвестиций в основной капитал принес выпуск продукции в среднем в размере 90 тиын (0,62 тенге до 1,16 тенге). Всемирный банк посчитал мультипликатор бюджетных расходов (то есть агрегированный показатель), который по Казахстану еще в 2015 году оценивался на уровне 0,2 – 0,3 значений. То есть на каждый потраченный бюджетный доллар возвращается в качестве реального эффекта только 20 - 30 центов. Это вдвое ниже развивающихся стран, где данный показатель достигает 0,6.

Хуже всего, что большинство создаваемых у нас рабочих мест – временные».

По нашему мнению, Счетный комитет РК достаточно четко сформулировал свой взгляд на данную тему. И в очередной раз публично подтвердил то, что в Казахстане отечественный бизнес системно «болен», а «суперпрезидентское» государство, несмотря на все свои многочисленные обещания, заверения и усилия, так и не смогло добиться какого-либо успеха в этой области.

Причины данного поражения очевидны – в авторитарной политической системе отсутствует механизм разумного сбалансирования интересов основных участников экономического процесса и системно подавляется инициатива как на уровне отдельных субъектов, так и социальных групп. В результате Казахстан выигрывает негласную конкуренцию с другими государствами за счет своих природных богатств и большей жесткости власти, но проигрывает за счет всего остального.

К сожалению, даже уход Нурсултана Назарбаева из жизни и с политической арены ничего уже не изменит, потому что из игры уйдет только один человек, а все остальное сохранится.

Да, наверняка ослабнет вертикаль власти и монолитность правящей элиты, но не более того. И мы очень боимся, что нужны десятилетия и новые поколения казахстанцев чтобы ситуация начала меняться к лучшему. А когда она действительно изменится вообще непонятно – светлое будущее, которое с завидной периодичностью обещают казахстанцам власти, прячется далеко за горизонтом, невидимым сегодня никому из наблюдателей.

Источник kz.expert