Возможно, подрастет и российский рубль.

Дойдет ли курс доллара к концу года к 200 тенге? Эксперты такого курса не  прогнозируют. Может потому, что брокерские компании тоже регулирует  Нацбанк? — Интернет-газета ЗОНАКЗ. Казахстан.

Российская валюта продолжает слабеть и к доллару, и к евро. Накануне на торгах Московской биржи доллар впервые с марта взлетел выше 80 рублей, а евро превысил 94 рубля, чего не было с декабря 2014. Правда, на следующий день рубль несколько отыграл позиции, но тренд налицо,пишет 365info.

Экономисты в массе своей полагают, что тенге, как правило, повторяет «движения» рубля. И стоит ли ждать, что курс нашей валюты тоже пойдет вниз? И если да, на какой отметке удастся остановиться? Об этом нашему порталу высказались эксперты.

Почему курс тенге завышен?

Экономист Айдархан Кусаинов считает, что в краткосрочном периоде каких-то грандиозных курсовых скачков в любую сторону не ожидается. Даже сезонных. Однако подчеркнул, что полноценному прогнозированию мешает «фактор политики Нацбанка»

— Системные факторы уже все отыграли, но непонятна политика Национального банка, который фанатично сдерживает все колебания. Инфляционное таргетирование не работает, пока есть эта установка на сдерживание, — сказал он.

Главное, что Национальный банк в любой момент от своей политики может отказаться. Что тогда будет, не совсем понятно. При этом Кусаинов уверен, что курс отечественной валюты завышен.

Доллар должен пробить отметку в 500 тенге уже в течение года

И курс должен быть другой, уверен эксперт.

Что касается курса рубля, Кусаинов считает, что к российской валюте наш тенге жестко не привязан. Но взаимосвязь существует. Кроме того, сложившийся паритет нужно менять.

— Нынешний курс в 5,6 тенге за рубль просто ухудшает нашу экономику, поскольку отечественные товары становятся неконкурентоспособны

У нас больше 40% импорта из РФ — особенно потребительского. Даже иностранные бренды поступают к нам из России. Инфляция у них ниже, уже четыре года на уровне 4%. То есть их товары дорожают медленнее, чем наши. Условно говоря, собранный в РФ телевизор подорожал на 30%, а собранный у нас под Алматой — на сто. В итоге им становится выгоднее продавать свой товар нам, а наш завод задыхается. И если эту разницу не компенсировать курсом, он окончательно закроется, — утверждает Кусаинов.

Экономист считает, что российский рубль должен стоить около 7 — 7,5 тенге

Если, конечно, мы хотим получить конкурентоспособную экономику.

Самый неопределенный фактор — это Национальный банк

Такая же ситуация с курсом тенге и относительно доллара. По его мнению, нынешняя стоимость тенге завышена. И это плохо.

— Если бы мы в 2009 «девальнули» не до 150 тенге за доллар, а до 180, у нас получилась бы конкурентная позиция и наша экономика могла бы развиваться. Но мы остановились на 150, и она не получила шанс для развития. Причем чуть позже пришли к стоимости 300 тенге за доллар. Но курс рубля остался 5,5 тенге — и опять экономика агонизирует, — сказал он.

Экономист считает, что курс доллара в 500 или даже немного больше будет для экономики вполне комфортным

Но снова напомнил про фактор Нацбанка.

— Если не хватит мозгов, дойдем до 490, чтобы не перевалить психологическую отметку — и остановимся. Но тогда в 2022 получим 580, — заявил он.

При этом опять-таки неизвестно, какие суммы готов вливать в поддержание курса Национальный банк. И удастся ли всегда добиваться желаемого эффекта.

— Когда был курс 390 тенге за доллар, Нацбанк заявил, что «резервов для удержания курса хватает».

Влил около миллиарда, но уже через десять дней курс стал 450. Влил бы два миллиарда, курс бы подрос не через 10, а через 20 дней, — припомнил эксперт.

К самой практике поддержания валютного курса трансфертами из Нацфонда Кусаинов относится резко отрицательно.

— Национальный фонд — это нефтяные доходы. Мы хотим, чтобы наша экономика не зависела в большей степени от нефтяных денег, при этом используем их для влияния на курс. Но это нонсенс. Если допускаешь целенаправленное влияние, забудь о независимости от нефтяных доходов, — сказал он.

На тенге давят даже американские выборы

Данияр Джумекенов, аналитик Wall Street Invest Partners, считает, что активных действий по поддержанию курса со стороны Нацбанка пока не видно. Хотя в начале ноября доллар пробил важный уровень вблизи 433,5 и теперь находится на самой высокой отметке с апреля 2020 года.

— Положительный эффект оказывают разве что конвертации валюты из Национального фонда в рамках гарантированных трансферов в бюджет, а также продажи субъектов квазигосударственного сектора. Впрочем, данные операции вряд ли смогут оказать существенное влияние на общий тренд, наблюдаемый по валютам развивающихся стран, — сказал он.

Сейчас один из основных факторов давления на тенге — неопределенность от президентских выборов в США

Из-за коронавируса многие американцы будут голосовать по почте, вследствие чего подсчет голосов может затянуться. Почтовая служба может не успеть доставить все бюллетени в срок. Кроме того, проигравший кандидат может обвинить победителя в махинациях и оспорит результаты. Но инвесторы ждут однозначной победы одного из кандидатов, а давление на рисковые активы начнет снижаться только после этого

— За последние семь дней индекс доллара (отношение «американца» к валютам развитых стран: евро, фунт, иена и т. д.) вырос почти на полтора процента. Дело в том, что участники рынка активно покупают доллар в качестве защитного актива для защиты от возможной турбулентности на рынке. Помимо выборов в США, в качестве поводов для беспокойства стоит отметить и вторую волну коронавируса. Растут риски замедления восстановления глобальной экономики, — сказал он.

Наша валюта еще достойно держится

Также пандемия и новый карантин давит на нефтяные котировки. Стоимость Brent снизилась до минимума с начала июня. В ОПЕК+ уже предлагают принять новые ограничения добычи в первом квартале 2021 года.

— Низкие цены на нефть ограничивают возможности по пополнению Нацфонда и снижают объемы валютных операций, осуществляемых в рамках налоговых платежей. До тех пор, пока ситуация на рынке не нормализуется, влияние налоговых периодов будет сдержанным, — добавил Джумекенов.

Эксперт отметил, что сейчас на тенге влияет огромное число внешних факторов. При этом наша валюта еще справляется относительно стойко

— Турецкая лира уже две недели находится в неконтролируемом падении: с 22 октября курс без каких-либо пауз рухнул на 8,3%. Российский рубль за аналогичный период подешевел на 4,6%. В то время как тенге снизился на 1,4%, — сказал он.

Вместе с тем серьезных скачков Джумекенов в краткосрочной перспективе не предполагает. Хотя тренд на рост курса сохранится, но вблизи отметки 440 тенге за доллар.

Автор Роман Иванов

Источник 365info.kz