В целом бюджет на предстоящие три года одобрен и направлен в мажилис на согласование поправок.
Депутаты сената в четверг, 19 ноября, на пленарном заседании рассмотрели проект закона «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы». Ситуация в экономике, по прогнозам правительства, уже в следующем году начнет улучшаться: прогнозируется реальный рост ВВП на уровне 2,8% в 2021, 3,7% в 2022 и 4,6% в 2023. Инфляция ожидается в коридоре 4-6% в 2021-2022 и 4-5% в 2023.
Объем добычи нефти прогнозируется на уровне 86 млн тонн в 2021, 89,6 млн тонн в 2022 и 100,8 млн тонн в 2023. При этом заложена цена на нефть $35 за баррель в 2021-2023 с учетом консервативного подхода.
Доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) составят в 2021 6,9 трлн тенге, в 2022 – 8,5 трлн тенге, в 2023 – 9,2 трлн тенге. Гарантированный трансферт предлагается определить в 2021 в размере 2,7 трлн тенге, в 2022 – 2,4 трлн тенге и в 2023 – 2,2 трлн тенге. При этом, как отметил министр нацэкономики Руслан Даленов, «гарантированный трансферт из Национального фонда предлагается направить на выплату солидарных пенсий, государственные базовые пенсионные выплаты из республиканского бюджета».
Кроме того, для увеличения финансирования программ развития предлагается привлечение в 2021 целевого трансферта из Нацфонда в размере 1 трлн тенге.
Таким образом, поступления, по прогнозам, составят в 2021 году 11,4 трлн тенге, в 2022 – 11,8 трлн тенге, в 2023 – 12 трлн тенге.
Расходы республиканского бюджета прогнозируются в 2021 году в объеме 14 трлн тенге, в 2022 – 13,8 трлн тенге, в 2023 – 13,8 трлн тенге. Половина расходов приходится на социальную сферу. Суммарно за три года на нее уйдет 23,4 трлн тенге расходов бюджета, из них на 2021 год – 7,1 трлн тенге, или 50,5% от общего объема расходов.
На социальную помощь и обеспечение запланировано 12,6 трлн тенге, из них на 2021 год – 4,0 трлн тенге. При этом 96,3% этой суммы приходится на выплату пенсий, пособий, адресной социальной помощи, единовременных денежных компенсаций отдельным категориям граждан.
На здравоохранение в 2021-2023 годах расходы составят 5,1 трлн тенге, из них на 2021 год – 1,6 трлн тенге. В рамках данных средств предусмотрены расходы на увеличение заработной платы медицинских работников. На образование и науку в проекте бюджета предусмотрено 5,2 трлн тенге, в том числе на 2021 год – 1,3 трлн тенге. Рост расходов по сравнению с текущим годом составил 457 млрд тенге и, как пояснил министр финансов Ерулан Жамаубаев, связан с увеличением оплаты труда педагогов.
На поддержку и развитие отраслей экономики на трехлетний период предусмотрено 3,2 трлн тенге, из них на 2021 год – 1,7 трлн тенге. Здесь включены расходы на реализацию государственных программ «Нұрлы жол», «Нұрлы жер», индустриально-инновационного развития, развития АПК и «Дорожной карты бизнеса - 2025».
На обеспечение обороноспособности и охрану правопорядка на трехлетний период предусмотрено 3,4 трлн тенге, в том числе на 2021 год – 1,3 трлн тенге.
Субвенции регионам в трехлетнем периоде составят 6,2 трлн тенге, из них на 2021 год – 2,1 трлн тенге. Целевые трансферты в проекте бюджета предусмотрены в объеме 5,9 трлн тенге, из них на 2021 – 1,9 трлн тенге. В целом в трехлетнем периоде регионам за счет средств республиканского бюджета будет выделено 12,0 трлн тенге, из них на 2021 год – 4,0 трлн тенге, или 28,4% от общих расходов бюджета.
У сенаторов вызвало удивление, что в проекте бюджета не нашли отражение затраты на поддержку граждан в период пандемии. Депутат Алтынбек Нухулы напомнил, что 4,6 млн человек получали финансовую помощь из Государственного фонда социального страхования (ГФСС). При этом уже сегодня фиксируется рост заболеваемости COVID-19.
- Какими будут механизмы поддержки граждан, временно приостановивших работу и потерявших доход, если в 2021 году ситуация с коронавирусом в стране не стабилизируется? На эти цели в рассматриваемом законопроекте не предусмотрены средства. Каковы возможности государственного фонда социального страхования? - спросил сенатор.
Министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов напомнил, что 42500 тенге выплачивались только за счет ГФСС, и в результате «расходы были в три раза больше поступлений взносов в фонд».
- 1,3 трлн тенге имеются активы (ГФСС), по оценке финансового состояния, фонд до 2039 года будет устойчивым. В связи с пандемией президент страны поручил принять строгие меры для того, чтобы удерживать ситуацию. Сейчас вместе с Национальным банком и Агентством по финансовому контролю совместный план мероприятий у нас имеется по предотвращению негативных последствий, - заверил министр, не став уточнять детали этого плана.
Сенатор Едил Мамытбеков спросил, намерен ли Национальный банк менять денежно-кредитную политику с тем, чтобы снизить базовую ставку и увеличить доступность кредитов в банках второго уровня для предпринимателей. Глава Нацбанка Ерболат Досаев в ответ заверил, что действующая сегодня базовая ставка адекватна текущему состоянию экономики.
- Комплекс мер, который мы предпринимаем совместно с правительством, по снижению импортозависимости и диверсификации экономики окажет положительное влияние с точки зрения снижения импортозависимости, импорта инфляции и вопроса ее стабилизации на уровне, который мы ожидаем в 2021-2022 годах, в коридоре 4-6%. В этом случае у нас появится возможность для смягчения денежно-кредитной политики. Нацбанк от этого не отказывается (…), но мы исходим из той действительности, которая сегодня сложилась, - сказал Досаев.
Премьер-министр Аскар Мамин рассказал сенаторам о мерах, которые принимает правительство для обеспечения населения страны продовольствием. Он подтвердил, что цены на продовольственную группу выросли более чем на 7%, при этом основной рост был зафиксирован в период ЧП.
- Чтобы в дальнейшем нам избежать таких негативных трендов, правительство сегодня принимает ряд мер, связанных с обеспечением форвардного закупа, с обеспечением встречных обязательств бизнеса в обмен на субсидии, - пояснил премьер.
Кроме того, напомнил он, на постоянном контроле находится ситуация по 29 социально-значимым товарам продовольственной группы. Из них по 12 товарам в стране 100%-ная обеспеченность собственным производством, по 11 товарным группам - 80%-ная обеспеченность.
- Сейчас мы работаем по 6 позициям, по которым обеспеченность составляет 60%. Чтобы решить вопрос импортозависимости, мы подготовили соответствующий документ, где в течение 3 лет мы должны реализовать все наши планы по исключению импортозависимости по этим 6 товарным группам. Для этого необходимо реализовать ряд инвестиционных проектов. В целом мы оценили количество проектов: их более 200 на сумму порядка 750 млрд тенге. В течение 2021-2023 годов мы поставили перед собой задачу решить вопрос импортозависмости раз и навсегда, - заверил Мамин.
В итоге представленный правительством законопроект сенаторы поддержали. Однако у них нашлись свои предложения по перераспределению средств в бюджете на финансирование приоритетных расходов. Суммарно предложения сената оцениваются в 20 млрд тенге, из которых 15,2 млрд - на 2021 год.
Среди предложений сената - завершение среднего ремонта участка автодороги областного значения в Акмолинской и Атырауской областях, строительство радиальной дороги к БАКАД в Алматинской области, автомобильных дорог районного значения в Мангистауской области, реконструкция и развитие автодорог в Западно-Казахстанской области и в Алматы на общую сумму 6,7 млрд тенге; газификация Актюбинской, Атырауской и Туркестанской областей на общую сумму 2,7 млрд тенге; строительство и/или реконструкция жилья коммунального жилищного фонда в Жамбылской области, строительство жилья для социально уязвимых слоев населения и малообеспеченных многодетных семей в Павлодарской области, а также инженерно-коммуникационной инфраструктуры для жилых домов в Костанайской области и сетей водоснабжения в Восточно-Казахстанской области на сумму 6 млрд тенге; строительство зданий, сооружений и капитальный ремонт Военного института Национальной гвардии в г. Петропавловске; развитие инфраструктуры в г. Туркестан и другие мероприятия и проекты в 2021 году – 4,6 млрд тенге.
Согласно законотворческой процедуре, внесенные сенатом изменения в законопроект должны поддержать депутаты мажилиса.
Автор Ирина Севостьянова
Источник forbes.kz