Редакция выяснила, какие поправки и почему вносятся в Налоговый кодекс в отношении КИК.
Изменения в Налоговом кодексе, которые сейчас находятся на рассмотрении в сенате, заденут налогообложение контролируемых иностранных компаний (КИК): увеличат число стран, на которые распространяется положение о таких компаниях, и уточнят, как будут устранять двойное налогообложение их прибыли.
Что такое КИК?
Контролируемая иностранная компания в отечественном законодательстве – это юридическое лицо, зарегистрированное за рубежом, в котором не менее чем 25% акций или долей участия владеет казахстанское физическое или юридическое лицо. Еще один критерий для определения КИК – это эффективная ставка налога на прибыль компании в стране регистрации, которая должна быть менее 10%.
Если иностранная компания зарегистрирована в юрисдикции с льготным налогообложением, то есть в офшоре, то эффективную ставку можно не рассчитывать – компанию признают в качестве КИК автоматически. Министерство финансов ведет отдельный список таких юрисдикций, в который входят, например, Гонконг, Мальта, Монако и штат Делавэр в США.
За 2019 год данных у Минфина РК нет, а в 2018 году 113 резидентов Казахстана заявили о владении долями в 265 контролируемых иностранных компаниях. Сумма начисленного подоходного налога по ним – почти 1,5 млрд тенге. Налоги КИК составили всего 0,085% от общих доходов по КПН, зафиксированных в бюджете 2018 года (1,755 трлн тенге).
Причин для создания компаний за рубежом у казахстанских граждан и бизнеса может быть несколько, отмечает Асия Атекеева, директор департамента налогового и юридического консультирования KPMG в Казахстане и Центральной Азии.
По ее словам, бизнес выбирает иностранную юрисдикцию для создания совместного предприятия с иностранными инвесторами, которые предпочитают юрисдикцию с английским правом. Также зарубежную юрисдикцию могут использовать для выхода на иностранную фондовую биржу из-за специфики законодательства. Например, для выхода на Гонконгскую биржу может использоваться компания с регистрацией в Сингапуре. В числе менее очевидных поводов, например, планирование наследования бизнеса.
Зачем их регулировать?
Главная цель регулирования КИК – это противодействие попыткам бизнеса снизить налоги через регистрацию в странах, где налогообложение мягче или же владельцам гарантируется конфиденциальность информации.
До 2018 года вопрос налогообложения казахстанцев, владеющих компаниями в низконалоговых юрисдикциях, регулировался лишь одной статьей Налогового кодекса. Она содержала в себе перечень элементов, по которым определяли налоговые обязательства: это понятийный аппарат, методы расчета прибыли, требования к подтверждающим документам, сроки и порядок отражения в налоговой отчетности. Тогда под понятие КИК подпадали только компании, работающие в странах с льготным налогообложением, то есть офшорах.
Ситуация стала меняться с внедрением в Казахстане отдельных инициатив ОЭСР по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Тогда под регулирование КИК попали компании, в которых казахстанцы владеют или контролируют, прямо или косвенно, более чем 25%-ной долей, а зарегистрирована эта организация в офшоре или стране с эффективной ставкой налогообложения менее 10%.
В 2018-2019 годах под регулирование КИК не попадали компании из государств, с которыми Казахстан заключил соглашения об избежании двойного налогообложения. Таких юрисдикций сейчас 55, в этот список входят, к примеру, Великобритания, Германия, Республика Кипр, Россия и США.
С начала 2020 года это послабление не действует, и теперь все зависит от налогов в той или иной стране. Например, в Люксембурге эффективная налоговая ставка составляет 17%, а на Кипре налог на прибыль корпораций – 12,5%.
Законодательство при этом постоянно совершенствуют, отмечают эксперты. По мнению основателя группы компаний «Учет.кz» Максима Барышева, расчеты для многих налогоплательщиков по устранению двойного налогообложения прибыли КИК и зачета иностранного налога в текущей редакции Налогового кодекса «непонятны и сложны».
«Это привело к необходимости пересмотреть нормы налогового законодательства в отношении КИК», – подчеркивает Барышев.
Что теперь изменится?
Поправки в Налоговый кодекс, в которые входят и изменения регулирования КИК, находятся в сенате парламента. Что же хотят изменить?
Основные изменения коснутся того, какие компании будут подпадать под определение КИК, на какие страны будут распространяться положения о КИК – их станет больше, и как будет устраняться двойное налогообложение прибыли КИК, объясняет Асия Атекеева.
Например, под контролируемой иностранной компанией будут понимать не только непосредственно бизнес, но и другие формы организаций, в том числе трасты или трастовые фонды.
В 2018–2019 годах КИК уже не признавали иностранную компанию, которая зарегистрирована в стране, с которой Казахстан заключил налоговую конвенцию. Это правило планируется перенести и в новую редакцию Налогового кодекса, но с дополнительным условием.
«Теперь КИК не будет признаваться иностранная компания, если одновременно выполняются два критерия: у Казахстана есть налоговая конвенция с государством, в котором зарегистрирована компания, и в этом государстве номинальная ставка налога на прибыль составляет более 15%», – говорит Асия Атекеева.
Список таких стран налоговые органы Казахстана будут утверждать каждый год. По сравнению с нынешними правилами список стран для регулирования КИК станет шире.
Например, если номинальная ставка в иностранном государстве, с которым у Казахстана есть налоговая конвенция, составляет 15% или менее, то, несмотря на наличие конвенции, иностранные компании с регистрацией в таком государстве будут признаваться КИК для казахстанского владельца.
В число таких юрисдикций входят, например, Венгрия и Кыргызская Республика – там номинальная ставка налога на прибыль ниже 15%-ного порога. Таким образом, под регулирование может попасть АО «Халык Банк Кыргызстан», которым владеет Народный Банк Казахстана, или ООО «Sky Mobile» (оператор связи «Билайн» в Кыргызстане), в которой 49,9%-ной долей владеет Булат Утемуратов через группу компаний «Верный Капитал».
Есть и другие положения, которые позволяют не признавать иностранную компанию КИК. Такой случай наступает, если компания, не зарегистрированная в государстве с льготным налогообложением, имеет совокупный доход менее 150 495 МРП, или около $966,8 тыс. Еще одно положение – наличие финансового убытка по итогам года, который отражен в отдельной неконсолидированной финансовой отчетности. Это положение будет применяться ретроспективно с 2018 года.
По мнению Максима Барышева, введение минимального порогового значения совокупного дохода контролируемых иностранных компаний связано с тем, что мелкие по размеру иностранные компании несут «существенные расходы по администрированию налогообложения КИК при незначительном размере заработанной прибыли». К их числу относятся, например, расходы на аудит финансовой отчетности, перевод подтверждающих документов и нотаризация.
Также может быть исключена из налогообложения прибыль убыточных КИК, так как у резидента не возникают по ним налоговые обязательства.
Кроме того, отмечает Асия Атекеева, в законопроекте есть поправки, которые меняют или дополняют положения по устранению двойного налогообложения, расчету финансовой прибыли КИК и освобождению от налогообложения.
Например, рассматривается возможность освобождения от налогообложения финансовой прибыли КИК при владении или контроле ее инвестиционным резидентом МФЦА, а также в случаях, когда доля так называемых пассивных доходов у КИК составляет менее 20%. К последним относятся, например, дивиденды, доходы от прироста стоимости или роялти. Малая доля пассивных доходов может говорить об активной деятельности компании в реальной экономике.
Автор Юрий Масанов
Источник kursiv.kz