Справится ли правительство с усиливающимся социально-экономическим кризисом.
Мы не откроем большой тайны и не покажемся паникерами, если скажем, что страна постепенно погружается в экономический кризис. Параллельно нарастает и кризис политический, который, в отличие от первого, руководство страны признавать не хочет. Как бы то ни было, что-то делать надо, пока рулевые не опрокинули страну в пропасть еще большего кризиса. Что именно делать? Дадим пару советов.
Итак, в ближайшее воскресенье в стране пройдут выборы. По идее, плебисцит является одним из лучших показателей социально-экономического положения в стране и отношения граждан к действующей власти. Однако голосование у нас, мягко говоря, не совсем честное, поэтому невозможно выяснить процент доверия электората как к самой власти, так и к выборам, вообще. Впрочем, электоральный процесс по-казахстански как раз демонстрирует отношение самого режима к народонаселению, а то, что низы думают о верхах, и без всяких соцопросов известно.
Вместе с тем нынешние выборы проходят в сложной для руководства страны обстановке. Они были максимально отодвинуты от момента, когда в стране экономический кризис развернется в полную силу. Этот фактор может стать не только отрицательным элементом в процессе голосования, как такового, но и подхлестнуть протестный электорат к другим способам выразить свое отношение к власти и к происходящему – вывалить на митинги. Даже с учетом фальсификаций, Акорде с ЦИКом трудно будет переубедить нашу и зарубежную общественность в том, что в стране все хорошо и будет еще лучше.
Мы, наверное, не станем пересказывать и даже цитировать предвыборную программу «Нур-Отана» или какого-либо из его сателлитов. Во-первых, нам за рекламу никто не платил, а во-вторых, всем понятно, что такого рода обещания обещаниями и остаются. В принципе, и правительству с его методами выхода из кризиса особого доверия нет. Но, как говорится, другого правительства у нас (пока) нет, и так уж получилось, что именно оно сейчас решает судьбу страны. Поэтому, не слишком вдаваясь в макроэкономику и большие финансы, попробуем понять, способно ли оно что-то путное сделать, при этом отметим, что под «правительством» мы имеем в виду не только кабмин «Мамин и Ко», но и все руководство страны, включая Совбез и «Библиотеку».
Следует полагать, что основное внимание будет уделено ново-старому Агентству по стратегическому планированию и реформам Кайрата Келимбетова. Об этой структуре мы уже подробно писали сразу после его образования – повторяться не станем. Однако отметим, что АСПиР какой-либо серьезной ответственности за срыв планов и «опять ничего не получилось» нести не будет, а заодно снимет ответственность с самого правительства. Кстати, нужно не забывать, что в «послевыборье» можно ожидать формирование нового кабмина, и именно для этого в партсписок «Нур-Отана» были внесены те, кто уже имеет «опыт» работы министром и премьером, но это немного погодя.
Если говорить объективно о том, что предлагает нынешнее руководство страны, начиная с послания президента и заканчивая бюджетом на 2021 год, никаких «прорывных проектов» мы не видим. Есть несколько точечных программ, которые либо уже были в предыдущие кризисы, либо не несут за собой реальных механизмов реализации, либо и то, и другое. Кое-что (например, разрешение на использование пенсионных накоплений) говорит о беспомощности правительства решать социально-экономические проблемы населения. Это относится и к адресной помощи в различных ее вариациях.
Что касается поддержки МСБ, то здесь все значительно хуже, чем в прошлые годы и предыдущие обещания. Ни от правительства, ни от «Атамекена», ни от причастных политических партий мы так и не увидели объективной картины того, что произошло с малым и средним бизнесом в 2020 году. Нет никаких данных, сколько предприятий разорилось, каков был реальный ущерб, понесенный из-за пандемии и карантинных санкций, каково число казахстанцев, лишившихся заработка. А если нет этих цифр, то нет и честного анализа, а если нет анализа, то не может быть и реальной программы реанимации МСБ. Может быть, мы что-то пропустили, но если оглянуться вокруг, пройтись по улицам больших и малых городов, пообщаться с соседями и родственниками, то никакого оптимизма не испытываешь.
Все мартовские обещания президента Токаева, его апрельские заявления и летние наставления, положа руку на сердце, не принесли желаемого облегчения. «Дорожная карта» по новым рабочим местам провалилась, отсрочки по кредитам вылезли боком для предпринимателей и так далее. Но главное – нет никаких надежд на то, что будет лучше. Почему? Да, хотя бы потому, что антикризисными делами занимаются все те же лица, которые до этого кризиса довели. И это аксиома, не требующая доказательств.
К сожалению, дальше будет хуже, что тоже не обязательно доказывать. Можно предполагать, что в ближайшие пару месяцев в Казахстане можно ожидать второе пришествие Ковида Девятнадцатого. Надеемся, что не будет таких страшных жертв и коллапса, как минувшим летом, но все же ничего хорошего ждать не приходится. Если будут вводиться новые карантинные ограничения, то и без того еле дышащая отечественная экономика может попросту рухнуть, погребя под собой миллионы казахстанцев. К ним, к казахстанцам, между прочим, тоже есть кое-какие замечания, в том числе и санитарно-эпидемиологического характера – как показывает практика, наши соотечественники опять перестали верить в COVID, пренебрегая даже самыми простыми мерами предосторожности. Но по всему видно, граждане уже вряд ли будут столь безропотно переносить карантин, как прошлой весной – и дело в основном в экономических, а не «самоизоляционных» проблемах.
Необязательно быть великим политологом, чтобы предположить, что все это накалит внутриполитическую ситуацию в стране, которая на сегодняшний день и без того находится в предпожарном состоянии. Грядущие выборы и чуть ли не обязательные при этом фальсификации лишь добавят керосинчику – и это тоже аксиома.
Чтобы не говорили, что мы только критикуем, ничего не предлагая, по традиции дадим пару советов. В первую, нужно просто дать возможность другим попробовать улучшить ситуацию. Для этого надо немного отодвинуть (пока можно не слишком далеко– просто на скамейку запасных, а не подсудимых) нынешних министров. Зная любовь нынешнего хозяина Акорды (его можно пока оставить, хотя…) ко всякого рода общественным советам, то неплохо было бы организовать креативную группу кризис-менеджеров из известных экономистов и финансистов, дав им в руки реальные рычаги управления, а не делая из них имитаторов реформ.
Конечно, для улучшения ситуации нужны деньги, много денег. Брать из изрядно прохудившегося Нацфонда уже не стоит – для этого есть более реальные активы. Речь идет о выведенных из страны 200 миллиардов (как минимум) долларов, даже часть из которых может существенно оздоровить экономику, в том числе и через «погашение кредитов», как бы не популистский это не звучало. Но лучше эти вопросы пусть решают кризис-менеджеры из общества, а руководству страны можно вплотную заняться возвращением этих капиталов, тем более, некоторые из него (из руководства) сами немало вывели.
Можно было еще посоветовать провести честные выборы или, хотя бы, отменить (перенести) их – чтобы снизить политическое напряжение, но, похоже, это слишком поздно.
Автор Мирас Нурмуханбетов
Источник platon.asia