«Принцип сообщающихся сосудов» способствует большому перетоку более дешевого казахстанского бензина в соседние с нами страны.
Отчего зависит «розница»
Цены на нефтепродукты на АЗС республики заметно выросли в последние дни. Так, цена одного литра бензина ходовой марки АИ-92 на заправках Nomad Оil выросла со 154 до 160 тенге.
«В этом месяце повышение наших розничных цен на бензин было связано с ростом оптовых цен на ГСМ с 1 февраля текущего года. Помимо этого, с 1 января выросли железнодорожные тарифы за доставку нефтепродуктов внутри страны», – пояснила коммерческий директор компании Nomad Оil Юлия Жернакова.
Тем временем цены не бензин на АЗС под брендом «Казак oil» от ТОО PetroRetail еще старые.
«Почему на сегодняшний день мы еще не подняли цены на топливо?
Это связано с тем, что мы мониторим остатки топлива на нефтебазах на предмет «дешевых» партий. Как только в реализацию поступят партии по новой «дорогой» цене, то цены на бензин поднимутся», - сказала корреспонденту kz начальник отдела маркетинга «PetroRetail» Асель Алимханова.
В свою очередь, эксперт рынка нефтепродуктов Ерлан Жаукин перечислил причины роста оптовых цен на казахстанском рынке ГСМ.
«В первую очередь, выросли мировые котировки на само сырье - нефть и на нефтепродукты. Это связано с тем, что мир отреагировал на начало вакцинации. Мы видим, что карантинные меры, хоть и осторожно, н смягчаются», - сказал г- н Жаукин.
Вторая причина, по словам эксперта, кроется в большой разнице цен на бензин между АЗС Казахстана и на АЗС сопредельных с нами стран.
«Сегодня мы вновь наблюдаем переток большого объема более дешевого по цене казахстанского бензина из приграничных регионов. Так, разница в цене на бензин у нас и в России составляет 100 тенге за литр. Срабатывает принцип «сообщающихся сосудов-ГСМ перетекает туда, где цена выше, чтобы уровень их сравнялся», - подчеркнул г-н Жаукин.
Третья причина роста цен на ГСМ - это существенная разница между экспортной ценой нефти и ее стоимостью на внутреннем рынке.
«Если ранее нефтяники субсидировали поставку нефти на внутренней рынок на уровне 50 долларов США за тонну перерабатываемой нефти, то сегодня эти расходы в среднем выросли почти до 100 долларов», - резюмировал эксперт.
А в Ассоциации «KAZENERGY» считают, что повышение стоимости цен на казахстанский бензин помогает предотвратить его «вымывание» с внутреннего рынка.
Закон рынка: спрос рождает предложение
В министерстве энергетики республики, отвечая на запрос inbusiness.kz, напомнили, что у нас государственное регулирование цен отменено еще с 2015 года на бензин, а с 2016 года на дизельное топливо.
«Цена определяются самим рынком на основе спроса и предложений», - подчеркнули в ведомстве.
Там также напомнили, что основными факторами при ценообразовании являются - стоимость нефти в республике (внутренние цены), процессинг (услуга по переработке нефти), налоги и акцизы, расходы по лабораторным испытаниям и присадкам, обслуживание банковских займов, подача-уборка цистерн, транспортировка товара и другие сопутствующие расходы.
«Таким образом, конечная цена для потребителей складывается на основании оптовой стоимости нефтепродукта, всех транспортных расходов до АЗС, хранение на нефтебазах, расходы розничного реализатора, а также акцизы и налоги»,- перечислили в минэнерго.
В ведомстве считают, что нынешнее повышение цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, в какой то степени, спасает нас от возможного дефицита и связанного с ним нового витка цен.
«Разница уровня оптовых цен приведет к неконтролируемому вывозу бензина в приграничные страны, а разница уровня розничных цен приведет к «вымыванию» ГСМ с АЗС в приграничных областях в баках и канистрах, как это было ранее», - резюмировали в минэнерго.
Общий рынок нефти ЕАЭС
Вот уже долгое время страны-участники ЕАЭС ведут переговоры о создании общего рынка нефти и нефтепродуктов, чтобы устранить в будущем такие вот контрабандные перетоки ГСМ через открытые границы стран этого экономического союза.
Эксперты предупреждают, что надо быть готовыми к тому, что создание общего рынка нефти и нефтепродуктов неминуемо приведет к некоторому росту цен. Как сообщил ранее в интервью председатель Президиума нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков, к 2025 году в странах ЕАЭС должен сократиться разрыв в ценах на бензин. Например, российский бензин сегодня значительно дороже казахстанского.
Он напомнил, что только в прошлом году из-за того, что в нашей стране стоимость бензина ниже, российские фуры в больших объёмах заправлялись на казахстанских АЗС. Увеличение розничной цены на ГСМ будет происходить за счет роста налогообложения, без какого-либо увеличения маржи для субъектов рынка нефтепродуктов, трейдеров и АЗС. Для этого планируется поэтапно повышать ставку акциза.
Автор Кульпаш Конырова
Источник inbusiness.kz