Право- и левостороннее движение сформировалось в мире задолго до появления машин, став привычкой, возведённой позже в закон.

Почему одни люди ездят по правой стороне дороги, а другие по левой?

Никакого формального оформления, как надо правильно расходиться встречным на дороге, не существовало: какую сторону было удобно принимать в тот или иной момент, такой и держались. Но поскольку возничим было проще натягивать поводья более сильной правой рукой, то постепенно в мире стало доминировать правостороннее движение. Но далеко не везде. В Британии в 1776 году даже был принят соответствующий дорожный акт, предусматривавший держаться левой стороны дороги.

Считается, что в этом сказалось запоздалое влияние Римской империи, которая оставила после себя не только право и латынь, но ещё и привычку расходиться правым плечом, поскольку так было сподручнее воинам-меченосцам. Гораздо позже учёные попытались обосновать выбор предков тем, что при левостороннем движении активнее используется более развитая правая часть тела — соответственно при левостороннем движении в автомобиле с правым рулём водитель управляет машиной правой, более развитой рукой и оценивает ситуацию на дороге, в том числе для обгона, правым глазом.

right+left-3

Лондон, май 1910 года. Отсутствие дорожной разметки и знаков нисколько не мешало участникам движения интуитивно ориентироваться в потоке. В некоторых странах подобную картину можно наблюдать и по сей день

Вряд ли в XVIII веке вникали в подобные тонкости. Думается, тогдашние сэры, лорды, пэры приказным порядком упорядочили движение на дорогах — вот и вся причина. В свою очередь, Наполеон, придя к власти, в пику англичанам настоял на правостороннем движении, и не только во Франции, но и в завоёванных королевствах континента. В Российской имерии же это сделали раньше всех — в 1752 году Елизавета Петровна издала указ о движении карет и извозчиков в городах по правой стороне мостовой.

Почему одни люди ездят по правой стороне дороги, а другие по левой?

Осознавая собственную уникальность, в левосторонних странах, будь то Австралия или же Гонконг, где много туристов и экспатов из континентального Китая, вежливо напоминают приезжим о непривычных для них алгоритмах потока

Интересно, что изначально левосторонние Соединённые Штаты, Китай, Корея и ряд других стран поменяли свой выбор по политическим причинам. Испытав влияние свободолюбивых французов, Америка сделала это после войны за независимость, чтобы отличаться от колонизаторов даже на дорогах, Китай и Корея — после Второй мировой войны, освободившись от японской оккупации. Сама же Япония сохранила верность английской схеме движения, с которой познакомилась в XIX веке. Левосторонними остались европейские анклавы Гонконг и Макао, Сингапур и, конечно же, бывшие доминионы империи: ЮАР с восточноафриканскими соседями, Индия с Пакистаном, Австралия и Новая Зеландия, к которым присоединился практически весь густонаселённый регион ЮВА.

Почему одни люди ездят по правой стороне дороги, а другие по левой?

Въезд в левостороннюю страну на правостороннем автомобиле (и наоборот) в большинстве случаев легален, согласно Венской конвенции о дорожном движении 1968 года. Вот, к примеру, как происходит смена потока на мосту-развязке Лотос, соединяющей Китай с Макао, у которых не совпадают направления движения

Одной из последних стран в мире, перешедших на правую сторону, оказалась Швеция. Реформу оттягивали как могли, ведь вся превосходно отлаженная инфраструктура была заточена под левостороннее движение — светофоры, знаки, разметка, пункты оплаты, придорожные кафе и заправки, съезды и заезды. Отдельную проблему представлял собой общественный транспорт: шведские автобусы имели правый руль и двери слева. Ради этого 8000 автобусов за счёт средств госбюджета постепенно снабдили дверями с правой стороны в дополнение к левым. Часть операторов, например в Гётеборге, закупила новые автобусы, передав праворульные Пакистану. Успокаивало лишь, что три четверти легкового и грузового автотранспорта имели обычный, левый руль, включая выпускавшиеся в стране «вольво» и «саабы».

right+left-8

Дорожные знаки, непригодные для новых условий, отправились в утиль

В итоге насущность обеспечения бесперебойного (и безаварийного!) транспортного потока с соседями вынудила власти привести движение к европейскому стандарту. После нескольких лет подготовки всё было осуществлено буквально за сутки в так называемый день H 1967 года.

right+left-9

В намеченный заранее час утром 3 сентября 1967 года движение на шведских дорогах было остановлено, после чего автомобили переехали на другую сторону дороги и продолжили свой путь

Главное неудобство для водителей от существования в мире двух непримиримых схем дорожного движения — это расположение руля. Не соответствующие государственным техническим нормативам машины ограничиваются к ввозу и рискуют быть запрещены вообще, а эксперты регулярно промывают мозги аудитории на предмет опасности эксплуатации чужаков. Впрочем, не исключено, что со временем данная проблема разрешится сама собой — за счёт беспилотников и развития беспроводных органов управления. Кстати, насчёт последних: где бы в автомобиле ни находился руль, компоновка педального блока остаётся неизменной, определяясь формулой ABC — Accelerator/Brake/Clutch, т. е. газ — тормоз — сцепление.

right+left-10

Автор Манас Иксанов

Источник kolesa.kz