Глава Halyk Bank о карьерном росте, гендерном неравенстве и приоритетах в жизни.
«Практически каждый год для меня был вызовом, который заставлял учиться - то глобальный кризис, то покупка НSBC, то сделка с CITIC, то рассмотрение и приобретение Казкоммерцбанка, затем создание дочернего банка в Узбекистане. Прошлый год тоже выдался совершенно уникальным для всех, он потребовал новых качеств и принятия нестандартных решений, перехода в онлайн-формат, взаимодействия с правительством и регулятором, участия в мерах поддержки МСБ и т.д. Сейчас же идут внутренние процессы по диджитализации, трансформации, фабрике данных», - говорит председатель правления АО «Народный Банк Казахстана» Умут Шаяхметова.
В интервью корреспонденту она поделилась своим видением о карьерном росте, гендерном неравенстве и приоритетах в жизни, а также рассказала, как ей удается одновременно совмещать роль матери, жены и успешного руководителя.
Умут Болатхановна, известно, что вы начали строить свою карьеру в 1997 году. Вы думали, что когда-нибудь возглавите крупнейший банк страны?
- Когда в 1997 году я только пришла работать в ABN Amro Банк Казахстан, о таких больших планах я еще не помышляла. Для меня было главным получить стабильную работу с хорошей зарплатой и набраться профессионального опыта. На самом деле строить свою карьеру я начала в достаточно немолодом возрасте – в 27 лет, на тот момент у меня уже было двое детей.
Если вспомнить те годы, то они как раз выпали на период становления независимого Казахстана - мы наблюдали приход иностранных инвесторов в страну, открытие первых западных компаний, в их числе и ABN Amro Банк,внедрение совершенно новых для нас стандартов рыночной экономики.
И здесь мне повезло, что после окончания московского вуза я поехала учиться в Соединенные Штаты и получила степень МВА. В 1997 году сотрудников, имевших МВА, было очень мало в стране, поэтому меня направили сразу в департамент структурного финансирования, который занимался сложными банковскими продуктами и организацией больших сделок, таких как: выпуск первых евробондов в Казахстане, синдицированные займы и др. Кроме того, я принимала участие в создании пенсионного фонда ABN Amro. Таким образом, мне довелось стоять еще и у истоков становления пенсионной реформы.
Спустя год работы в ABN Amro Банк меня назначили председателем правления компании по управлению пенсионными активами ABN AMRO Asset Management, так и пошла вверх моя карьера. Через два года я стала заместителем председателя ABN Amro Банк, а в 2004 году перешла работать в АО «Народный Банк Казахстана».
Были ли у вас наставники, которые участвовали в вашем профессиональном становлении?
- Да, это был мой непосредственный начальник в ABN Amro Банке - директор Департамента структурного финансирования Наман Сидики – иностранец, который долгие годы проработал в западном мире и делился с нами своим опытом. Именно он первым привил мне интерес к работе, в результате моей задачей стало быстро всему учиться, впитывать в себя как губка новые знания.
Вообще, стоит отметить, что в западных банках хорошо поставлена система наставничества. Насколько я помню, много времени уделялось обучению сотрудников и повышению их профессиональных навыков.
Вы считаете себя амбициозным человеком?
- Да, амбиции у меня были еще со школы.
Тогда хотелось бы узнать, какие профессиональные «горизонты» вы для себя определили, например, через 5 лет?
- На самом деле, когда я только пришла в Народный банк, то думала - поработаю года два-три и пойду дальше (смеется). Но вот я здесь уже 17-й год и 13-й год являюсь председателем правления. Это очень длительный срок, я никогда не ожидала, что так долго буду работать на одном месте.
Но что приятно, я росла не только по карьере, но и профессионально. Поэтому опыта накопилось более чем достаточно, и я считаю, что в определенный период жизни люди должны им делиться. Как-то в одном из интервью я говорила, что на пенсии стану депутатом, потому что к тому времени буду очень много знать и смогу принести пользу обществу через создание законодательной базы.
Тем не менее сегодня сказать, где и кем я себя вижу через пять лет, пока сложно.
Мы видим, как в мировом сообществе женщины все чаще и успешнее проявляют себя на политической арене, даже возглавляют государства. Как вы считаете, возможно ли у нас в Казахстане, чтобы женщина, например, стала премьер-министром или президентом страны?
- Да. Я бы, наверное, не привязывалась здесь к гендерному подходу назначения или избрания политических служащих, в Казахстане все-таки не настолько развит сексизм. На мой взгляд, главное - быть профессионалом своего дела, и тогда независимо от пола, национальности или расы для всех открываются равные возможности, в том числе и для построения политической карьеры.
Сейчас я вижу, что в некоторых странах на эту тему идут перекосы, когда выделяют квоты для определенных меньшинств, только руководствуясь их гендерной или еще какой-то принадлежностью. Лично я всегда считала, что решения должны приниматься на основании меритократии, то есть профессиональных качеств человека. Конкретно зацикливаться на женской или мужской теме - я не поддерживаю такой подход.
То есть вы не сталкивались на своем карьерном пути с гендерным неравенством?
- Нет, никогда. Может быть, потому что мне изначально посчастливилось работать в иностранном банке, где признавались западные ценности, а приоритет отдавался исключительно профессиональным качествам и работоспособности. Наверное, благодаря этому в моей голове не возникали какие-то рамки или комплексы касательно моего пола. Я всегда знала, что все зависит только от меня самой.
Более того, когда принимали решение о назначении на пост председателя Народного банка, несмотря на то, что все другие замы были - мужчины, назначили меня - женщину.
Конечно, иногда понимаешь, что тебе надо быть в два раза сильней и в два раза больше приложить усилий, чем противоположному полу. В начале карьеры были случаи, когда на какой-то важной встрече тебя начинали оценивать только по внешности, но только до того момента, как ты начинала говорить или показывать, что ты знаешь и во что веришь. Сегодня я с этим, конечно, уже не сталкиваюсь, потому что за годы наработала определенный авторитет, репутацию и имя.
А если бы вам предложили занять какой-то высокий политический пост, вы бы согласились?
- Об этом даже сложно мечтать (смеется). Прямо в этот момент - вряд ли. Но в перспективе, если бы дали какое-то одно из больших направлений – финансовое или экономическое, то, наверное, могло бы получиться.
Участвуете ли вы в каких-то общественных организациях города или страны? Известно, что в феврале вы покинули пост президента Федерации гимнастики РК.
- Да, в результате перевыборов президентом федерации была избрана гимнастка Алия Юсупова, на мой взгляд, очень достойная кандидатура. В свою очередь я занимала этот пост ровно 10 лет, что является немалым сроком, и сегодня я перелистнула очередной этап моей жизни.
Что касается другой общественной нагрузки, то она всегда была большой. Например, сейчас я возглавляю Комитет по финансам при НПП «Атамекен», являюсь членом президиума палаты, также состою в Совете деловых женщин. В рамках Ассоциации финансистов Казахстана принимаю участие в вопросах развития законодательства, взаимодействия с регулятором и в целом всего финансового рынка.
Кроме того, я являюсь членом Делового совета акимата Алматы по глобальным тенденциям, где поднимаются проблемы города, в том числе касающиеся его инфраструктуры (транспорт, логистика и др.). Это живая организация - во время карантина мы продолжали активно взаимодействовать в онлайн-формате, помогали со средствами индивидуальной защиты нашим врачам, оперативно реагировали на ситуацию, происходящую в городе.
Прошлый год выдался для всех испытанием. Считаете ли вы, что самое тяжелое уже позади?
- Нет, я так не считаю. 2021 год начался уже несколько напряженно. Мы наблюдаем случаи повторных заболеваний, и в нашем банке они тоже, к сожалению, есть. Конечно, у меня были ожидания, что к весне вакцинация станет более массовой, ведь на повестку дня встает коллективный иммунитет, но пока он под вопросом.
Поэтому сегодня я смотрю на многие вещи более реалистично, то есть понимаю, что год будет не таким легким и позитивным, как мы предполагали ранее.
Тем более в Европе ситуация пока слабо развивается, рынки еще закрыты, глобальная экономика несильно растет, со своей стороны мы также готовимся к сложной атмосфере работы.
Многие говорят, что во время локдауна у них поменялось мировоззрение, кто-то пересмотрел свои ценности. Коснулось ли это в какой-то мере вас или вашего окружения?
- Если говорить конкретно обо мне, то, наверное, сильных изменений я в себе не замечала. Ценности всегда остаются теми же - это семья, близкие люди, твои работники.
В период локдауна банки были четвертой организацией, которая работала в режиме нон-стоп. Между тем банковская деятельность априори никогда не входила в группу high risk, поэтому с подобной ситуацией нам пришлось столкнуться впервые. Безусловно, на первое место встали безопасность и здоровье сотрудников. Если помните, было много неизвестного, особенно для тех, кто заболел весной, тогда еще не было четких протоколов лечения.
В этой связи у некоторых наших работников произошла сильная встряска и переоценка ценностей. Были даже такие, которые не выдерживали и увольнялись, обосновывая это тем, что им ничего из прежнего больше не надо и лучший вариант для них – это уехать за город и вести свое натуральное хозяйство.
К сожалению, мой сын тоже сильно переболел в августе, две недели пролежал в больнице, но через него я поняла такую вещь - нет ничего страшного, все вылечиваются, главное - не паниковать, собраться и лечиться. Наверное, с того момента мой сильный страх прошел.
Сегодня, к счастью, многие уже адаптировались.
Принято считать, что у крупных руководителей не может быть выходных дней в неделе, так ли это?
- Выходные дни для меня важны, потому что я провожу их с семьей, но я никогда не отключаю свой телефон, всегда остаюсь на связи вне зависимости от времени и места, где нахожусь, в отпуске я или нет.
Как вы поддерживаете себя в тонусе? Есть ли у вас хобби?
- До карантина я три раза в неделю ходила в фитнес-центр и занималась йогой. Во время локдауна, когда все заведения были закрыты, я купила себе беговую дорожку в кабинет, и сейчас, когда веду совещание, я беру планшет в руки, иду по ней и параллельно участвую в беседе. Минимум 10 тыс. шагов в день я прохожу: и дома, и на работе – это теперь мое хобби.
У женщины много ролей в социуме, какая из них для вас самая важная? Удается ли сбалансировать их?
- Да, действительно, у женщины очень много ролей – она и дочь, и мать, и жена, и сноха, и подруга. Если сюда еще добавлять роль руководителя, то важно сделать так, чтобы остальные роли не пострадали.
Если говорить о приоритетах, то в первую очередь я, конечно же, мать и супруга, затем уже руководитель.
Но чтобы сбалансировать все роли, безусловно, требуется огромный труд. Я считаю, что женщине важно оставаться гибкой и мудрой в любых ситуациях, стараться всегда находить компромиссы, уметь слышать и слушать, быть мотивированной.
К примеру, когда я прихожу домой, то сразу снимаю с себя шапку руководителя и становлюсь просто обычной мамой и женой, так же, как и все, мою посуду, наливаю чай, готовлю кушать. Еще стараюсь меньше спорить с супругом, даже если не согласна с ним (смеется). Я много лет замужем, мы поженились, когда нам было по 20 лет и. конечно, не скрою, не всегда все было идеально, как и в каждой семье.
Главное - это внутренний настрой человека, когда ты занимаешься саморазвитием, постоянно учишься, узнаешь новое, ну и, конечно же, держишь себя в тонусе – это позволяет развивать свои интересы, получать истинное удовольствие от любимого дела, которому посвятил свою жизнь, ценить и наслаждаться каждым новым днем.
Вы счастливый человек?
- Думаю, да. По крайней мере я на все стараюсь смотреть позитивно. Всегда верю, что все что ни делается, все к лучшему – это мой девиз по жизни.
Автор Меруерт Сарсенова
Источник kapital.kz