Благими намерениями, как известно, вымощена дорога в наихудшем из направлений. Похоже, аналогичным образом складывается ситуация и с реформированием государственного монстра – «Жилстройсбербанка Казахстана», переименованного в «Отбасы банк»,пишет 365info.
Рыночная ипотека скорее мертва
Напомним, что «ЖССБК» был создан в 2003 году с подачи ярого поклонника немецкой системы стройсбережений Григория Марченко, руководившего тогда Нацбанком в первый раз.
По его замыслу, модель рынка финансирования жилья должна была состоять из двух сегментов — ипотечного кредитования и системы стройсбережений. При этом ипотечные кредиты могли быть доступны примерно для 3-5% населения, а система стройсбережений – для 15%.
Соответствующий закон был разработан и одобрен еще в 2000 году. Однако возникла задержка с приходом в новую систему стратегических инвесторов из-за рубежа, на роль которых, со слов г-на Марченко, претендовали австрийские банки. В итоге «ЖССБК» был создан как государственный банк без иностранных инвесторов. Его первым руководителем по рекомендации г-на Марченко стала Нурбиби Наурызбаева, выходец из системы Нацбанка.
Позже ее уволили после скандального «разбора полетов» с участием тогдашнего главы государства. Президент обвинил ее и других топ-менеджеров «ЖССБК» в нарушении порядка распределения жилья. После Наурызбаевой руководителем «ЖССБК» в 2017 году была назначена Ляззат Ибрагимова, ранее возглавлявшая фонд развития предпринимательства «ДАМУ» и трудившая в НУХ «Байтерек» вице-президентом.
В мае прошлого года во время режима ЧП, введенного из-за пандемии коронавируса, нынешний глава государства дал поручение правительству создать на основе «ЖССБК» полноценный институт развития и поддержки, который будет централизованно осуществлять учет, постановку и распределение жилья.
Судя по всему, это поручение застало врасплох как топ-менеджмент «ЖССБК», так и контролирующий его госхолдинга «Байтерек» вместе с его ключевым акционером – правительством Казахстана. Поэтому исполнение поручения сразу же растянулось на полгода — только в декабре прошлого года «ЖССБК» официально был переименован в «Отбасы банк».
Но и после этого уже несколько месяцев официальный сайт банка располагается по прежнему адресу — https://hcsbk.kz/. К тому же и НУХ «Байтерек» сейчас занят процессом поглощения финансового хозяйства упраздненного госхолдинга «КазАгро».
Тем временем по поводу кредитной агрессии «Отбасы банка» на жилищном рынке начали бить тревогу не только независимые эксперты – об этом заговорили и в Нацбанке!
В свежем докладе о денежно-кредитной политике его аналитики прямо указали, что активное расширение кредитного портфеля «Отбасы банка» является одним из ключевых факторов стремительного роста цен на жилье в последнее время. По их данным, доля этого банка на рынке ипотеки выросла с 38% в 2014 году до 56,5% в 2020. С учетом же других программ (по линии «Отбасы Банк», «7-20-25» и «Баспана хит»)
доля государственного участия в ипотечном кредитовании выросла с 61% (2016) до 99% (2020)!
Под давлением этих дешевых денег ставки по ипотечным кредитам снизились со среднего уровня в 9,3% в декабре 2016 до 7,5% в декабре прошлого года и оказались ниже базовой ставки Нацбанка, определяющей рыночную цену денег.
В итоге, как справедливо заключили эксперты, за минувшие пять лет во многом в результате деятельности «Отбасы банка» фактически была убита ипотека как продукт с рыночными ставками, не говоря уже о значительном росте цен на жилье.
По данным статистиков, с декабря 2015 года
- цены продажи нового жилья поднялись на 16,7%,
- перепродажи благоустроенного жилья – 29,5%,
- арендная плата за последнее – на 32,8%.
В Нацбанке же подсчитали, что рост выдаваемых ипотечных кредитов приводит к росту цен на жилье на 0,24% на вторичном рынке, на 0,17% — первичном.
Другая проблема, на которую указывают эксперты, это снижение устойчивости Фонда гарантирования депозитов после выхода из этой системы «Отбасы банка» с его новым правовым статусом. И эти опасения справедливы – ведь на начало февраля «Отбасы банк» занимал третье место по размеру вкладов населения. Поэтому его выход из числа участником системы гарантирования депозитов заметно снизит приток в нее от банков-участников.
И наконец, еще одна серьезная проблема связана с предстоящим выходом «Отбасы банка» из-под надзорного контроля финансового регулятора с его системой пруденциальных требований и нормативов. И это учитывая, что «Отбасы банк» занимает сейчас четвертое место по объему выданных кредитов с приростом ссудного портфеля более чем на треть в годовом выражении!
Как вывести из возникшего тупика «Отбасы банк», не очень понятно. В агентстве Fitch Rating, недавно повысившем его рейтинг, отмечают, что сегодня деятельность банка как института развития охватывает 20% от экономически активного населения Казахстана, поэтому передать другому агенту его функции весьма затруднительно. Что еще хуже, становится маловероятной приватизация банка, так как значительная часть его фондирования приходится на дешевые деньги под низкую процентную ставку для выполнения предусмотренных государственной политикой задач в жилищной сфере.
Получается, что роковой круг для «Отбасы банка» в итоге замкнулся – сегодня он не только не отвечает целям, ради которых его создавали
в начале текущего века как основу конкурентной системы жилстройсбережений, но и вряд ли может быть легко и быстро реформирован в полноценный институт развития.
«Квазигосы» не сдаются!
Впрочем, «Отбасы банк» — лишь одно из кривых зеркал проблем квазигосударственного сектора Казахстана. Напомним, что о планах радикального реформирования этой громоздкой, неэффективной и дорогой системы руководство страны заявляло не раз. В президентском послании 2019 года констатировалось, что «государственные компании превратились в громоздкие конгломераты, международная конкурентоспособность которых вызывает сомнения».
Тогда же главой государства был введен мораторий на создание квазигоскомпаний, а правительству совместно со Счетным комитетом в трехмесячный срок поручалось провести анализ эффективности государственных холдингов и нацкомпаний с целью сокращения их числа.
И тогда же в качестве примера низкой эффективности этой системы была упомянута сфера жилищной политики, где на тот момент одновременно работали семь государственных операторов только на центральном уровне!
Правительству была поставлена задача отойти от практики принятия разрозненных между собой программ и разработать единую модель жилищного развития в стране. Одновременно глава государства в том своем послании напомнил и о том, что в его предвыборной программе говорилось о необходимости разработки единой жилищной политики, основанной на принципе повышения доступности жилья, особенно для социально уязвимых слоев населения.
В прошлом году в своем послании народу Казахстана глава государства вновь обратился к теме сокращения административно-управленческого персонала, непродуктивных затрат и избыточных дочерних компаний квазигоссектора. Это и неудивительно, поскольку никаких особых перемен в этой сфере спустя год после первого послания не произошло.
На этот раз президент потребовал объединить два госхолдинга – «Байтерек» и «КазАгро» — в единый институт развития с сокращением количества их портфельных компаний наполовину вместе со штатной численностью сотрудников.
Вновь прозвучал в послании и жилищный вопрос, в решении которого за минувший год не произошло радикальных изменений вопреки бодрым рапортам
руководителей квазигосорганизаций и контролирующих их госхолдингов.
Тогда же прозвучал и справедливый тезис, что в «рыночных условиях доступность жилья для граждан основана на наличии доходов и способности самостоятельно решать эту задачу»,для чего 700 тысяч вкладчиков «ЕНПФ» в следующем году смогут использовать часть своих накоплений на приобретение жилья.
Другой вполне обоснованный тезис констатировал, что «дом на земле – это не только жилье, он может стать экономическим подспорьем для граждан с низкими доходами, особенно для многодетных семей».
В этой связи в послании был озвучен пока еще непривычно звучащий термин «социальные частные дома».
Показательно, что лишь после второго послания главы государства в стане «квазигосов» наконец-то начались заметные перемены. Это и неудивительно, поскольку система эта не стояла на месте и пустила глубокие корни в национальной экономике, вытесняя с рынка частный бизнес за счет получаемых из бюджета дешевых денег и административного ресурса.
Так, НУХ «Байтерек» сообщил о прекращении деятельности дочерней организации АО «Байтерек девелопмент», которую присоединили к АО «ИО «Казахстанская Ипотечная Компания». На рынке «Байтерек девелопмент» выступало в качестве финансового оператора госпрограммы жилищного строительства «Нұрлы жер», обеспечивая доступность финансовых ресурсов для строительной отрасли.
Строительство кредитного жилья эта компания финансировала через выкуп государственных ценных бумаг местных исполнительных органов. А печальную славу «Байтерек девелопмент» получила во время судебного процесса над экс-министром национальной экономики Куандыком Бишимбаевым – тогда бывшие топ-менеджеры этой компании рассказали, как собирались взятки со строительных организаций за доступ к кормушке средств, выделенных по программе строительства арендного и кредитного жилья.
Затем было объявлено о прекращении деятельности еще одной «дочки» НУХ «Байтерек», действовавшей в жилищной сфере. На этот раз к той же «Казахстанской ипотечной компании» присоединили «Фонд гарантирования жилищного строительства», предоставлявший гарантии по завершению долевого строительства.
В итоге на свет вскоре появился новый квазигосударственный монстр — «Казахстанская жилищная компания» (КЖК) с функцией единого оператора жилищного строительства. Последнему также переданы функции Фонда развития предпринимательства «ДАМУ» по субсидированию застройщиков.
При этом «КЖК», не будучи банком и не попадая в сферу контроля со стороны финансового регулятора, фактически занимается обширной кредитной деятельностью,обслуживая частных застройщиков и акиматы по строительству доступного жилья.
«КЖК» кредитует уполномоченные организации при акиматах и юридические лица, осуществляющие строительство жилья в рамках госпрограмм, финансирует его через механизмы выкупа облигаций акиматов, предоставляет гарантии по завершению долевого строительства, субсидирует частных застройщиков по коммерческим кредитам, финансировать и реализовывать инвестиционные проекты. Лицензия регулятора требуется «КЖК» только для ипотечной деятельности. Чем в таком случае займется «Отбасы банк», было непонятно уже тогда.
А ведь в структуру «Байтерека» сегодня входят еще «Банк развития Казахстана», «Казына Капитал Менеджмент», Фонд развития предпринимательства «Даму», «Инвестиционный фонд Казахстана», «Экспортная страховая компания KazakhExport, QazTech Ventures и Kazakhstan Project Preparation Fund, к которым добавились недавно финансовые компании из упраздненного «КазАгро».
К примеру, через «Банк развития Казахстана» идет сейчас госпрограмма льготного кредитования на покупку легковых автомобилей казахстанской сборки и льготного лизинга сельхозтехники. Поэтому «БРК» легко мог бы подключиться с его «длинными» деньгами и к льготному кредитованию строительства жилья. «Казына Капитал Менеджмент» участвует в программе льготного финансирования малого и среднего бизнеса через дочерние компании Baiterek Venture Fund и BV Management, так что этот «квазигос» вполне мог бы поддерживать и частных застройщиков.
В общем, похоже, что чисто косметические изменения, проводимые в НУХ «Байтерек» по слиянию госоператоров, действующих в сфере жилищной политики, не дают ожидаемого эффекта, и нужны иные радикальные меры, в том числе для системы жилищных сбережений населения, перешагнувшей через свой 20-летний юбилей.
Автор Тулеген Аскаров
Источник 365info.kz