Безналичные формы платежей и хранения сбережений, а также онлайн-покупки – это удобные инструменты. Но без бдительности есть риск потерять деньги из-за уловок мошенников,сообщает nur.kz.

Мужчина держит смартфон в руках

 Иллюстративное фото: Andrii Yalanskyi/Getty Images

 Ключевые моменты

  • В Казахстане появилась новая схема мошенничества, использующая фальшивые письма от Нацбанка и двухэтапные звонки для выманивания денег у граждан, сообщает эксперт по профилактике финансового мошенничества Юрий Ли.
  • Схема включает в себя звонок якобы от Казпочты или ЦОНа о посылке, затем второй звонок от "сотрудника" Нацбанка, ЦОНа или КНБ с сообщением о якобы оформленном кредите и необходимости "защитить деньги".
  • Для защиты эксперт рекомендует не устанавливать "защитные программы", не сообщать коды из SMS, не переходить по подозрительным ссылкам, а в случае подозрений проверить кредитную историю и обратиться в полицию.

В Казахстане появилась новая схема мошенничества, использующая фальшивые письма от Нацбанка и двухэтапные звонки для выманивания денег у граждан, сообщает эксперт по профилактике финансового мошенничества Юрий Ли.

Схема включает в себя звонок якобы от Казпочты или ЦОНа о посылке, затем второй звонок от "сотрудника" Нацбанка, ЦОНа или КНБ с сообщением о якобы оформленном кредите и необходимости "защитить деньги".

Для защиты эксперт рекомендует не устанавливать "защитные программы", не сообщать коды из SMS, не переходить по подозрительным ссылкам, а в случае подозрений проверить кредитную историю и обратиться в полицию. 

Казахстанцы все чаще переходят на безналичные формы использования денег, включая переводы, сбережения и даже онлайн-покупки. Например, некоторые регионы даже обогнали Алматы по уровню безналичных платежей.

Однако этим пытаются воспользоваться злоумышленники.

Как сообщает Юрий Ли, эксперт по профилактике финансового мошенничества и автор проекта Stop-Piramida.kz, для этого применяются схемы "в два звонка", в которых используются достаточно хорошо подготовленные и фальшивые письма от Нацбанка.

Как работает схема

Согласно сообщению эксперта, главная цель уловки – напугать казахстанцев и выманить доступ к их деньгам. При этом обман происходит следующим образом:

звонок якобы от Казпочты или ЦОНа – мошенники представляются их сотрудниками и сообщают жертвам, что на их имя якобы пришла посылка.

В этот момент действительно приходит SMS с кодом от Казпочты, который они просят продиктовать и завершают разговор;

второй звонок – поступает через пару минут якобы от сотрудника Национального банка РК, ЦОНа или даже КНБ с сообщением, что на имя жертвы оформили кредит и нужно срочно защитить деньги.

Под предлогом помощи казахстанцев убеждают установить приложение "для удаленной диагностики", оформить "защитный кредит" и отправить деньги "на безопасный счет", а также запустить демонстрацию экрана.

При этом они настоятельно рекомендуют не завершать звонок до конца "операции".

"А для убедительности высылают фейковые документы от имени Нацбанка", – сообщает эксперт.

Бланк поддельного письма

Поддельное письмо якобы от Нацбанка РК. Источник: Stop-Piramida.kz

В результате жертва может не только потерять свои накопления, но даже оказаться в крупных долгах из-за оформленных займов.

Что делать в такой ситуации

Как сообщает Юрий Ли, при поступлении подобного звонка следует соблюдать некоторые правила безопасности:

  • не устанавливать никакие "защитные программы" по советам звонящего лица;
  • не сообщать коды и данные из SMS, особенно когда в тексте прямо указано такое предупреждение (есть исключения, но в них обязательно пишут, что код нужно сообщить курьеру);
  • не переходить по подозрительным ссылкам, присылаемым в соцсетях и сообщениях от непроверенных лиц.

Дополнительно казахстанцам, в случае поступления подобного звонка и если они успели продиктовать код, рекомендуется запросить свою кредитную историю и проверить ее, а при необходимости – заблокировать возможность оформления займов.

Также следует написать заявление в полицию и обязательно поделиться предупреждением с близкими, особенно теми, кто склонен верить "официальным звонкам".

Ранее эксперт также объяснял, какие риски могут нести звонки, при ответе на которые никто ничего не говорит.

А в финрегуляторе Казахстана рассказали, как защитить деньги в мобильном банкинге.

Также следует помнить, что мошенники пытаются придумать правдоподобные и реалистичные объяснения, чтобы запутать даже бдительных граждан.

Автор Марк Мауленкулов

Источник nur.kz