Как будет восстанавливаться потребительский спрос в постковидную эру.
Глобальный институт McKinsey (McKinsey Global Institute, MGI) опубликовал прогноз «Восстановление потребительского спроса и продолжающееся воздействие пандемии COVID-19». В этом отчете эксперты международного института выяснили, как пандемия отразилась на потребительском спросе в Китае, Франции, Германии, Великобритании и США, а также спрогнозировали темпы роста для восстановления экономик указанных стран.
В своей работе аналитики разделили потребителей на сегменты по возрастным категориям и уровню доходов, чтобы определить масштаб и траекторию восстановления потребительского спроса. В итоге было определено, как может меняться спрос потребителей на те или иные товары и услуги, и какие связанные с пандемией изменения в поведении, вероятно, сохранятся.
В первую очередь было отмечено, что «исключительность природы нового глобального шока позволяет оптимистично оценивать вероятность быстрого восстановления расходов потребителей после пандемии. В отличие от предыдущих рецессий, во время текущего кризиса не наблюдается избыточной задолженности потребителей, перегрева рынка активов и долгосрочных колебаний бизнес-циклов», - пишут эксперты.
Внезапное и глубокое падение объемов потребления в Китае, США и Западной Европе на 11%-26% было в основном обусловлено сокращением оказания услуг, требующих личных контактов, особенно в туристическом секторе, в индустрии развлечений и в общественном питании. Сейчас эти секторы постепенно растут и результаты опросов потребителей указывают на восстановление этих отраслей после пандемии.
Немаловажным является и то, что в 2020 соотношение уровня сбережений потребителей к их доходам в США и Западной Европе выросло на 10-20% (в США объем сбережений удвоился), «и это позволяет многим домохозяйствам много тратиться». Еще один повод для оптимизма – оживление расходов потребителей в Китае после того, как пандемия в стране была взята под контроль.
Вместе в тем, вероятно, восстановление будет неоднородным, особенно в США, так как граждане с более высокими доходами финансово не пострадали, а менее обеспеченные потребители теряли работу и не уверены в своих будущих доходах.
«В Европе восстановление более сбалансированное, но и менее сильное. В США спрос со стороны зажиточных домохозяйств, на которые пришлось две трети падения потребления и приходится половина прироста сбережений, станет ключевым фактором силы и скорости восстановления. Вместе с тем, молодые и менее обеспеченные потребители, среди которых многие заняты в наиболее пострадавшей от пандемии сфере услуг, а также в секторах, где ускоряется цифровизация и автоматизация, видимо, столкнутся с ограничениями их покупательной способности, когда закончатся программы бюджетной поддержки. В результате возможно усиление поляризации потребительского спроса и социального неравенства, особенно в США», - считают аналитики McKinsey.
Пандемия уже отложила свой отпечаток на сформированные годами тенденции образа жизни. Население за последний год стало больше тратить на услуги, больше времени тратить на освоение гаджетов и цифровых продуктов, уделять внимание обустройству жилья и ведению домохозяйств. Новоприобретенные привычки будут еще длительное время сказываться на поведении потребителей.
«Широкое внедрение практики дистанционной работы может обернуться сокращением авиаперелетов в командировки на 20%, а это отразится на маршрутах и числе рейсов для туристов. В 2020 выручка в индустрии развлечений составляла всего 20%-35% от уровней 2019 года, и результаты анализа указали на продолжительное сокращение спроса на посещение кинотеатров, так как многие из них будут закрыты навсегда, а киностудии будут больше работать на цифровые каналы распространения», - говорится в отчете.
При этом те элементы образа жизни, которые были прерваны (перелеты на отдых, очное обучение, питание в ресторанах) восстановятся, но с изменениями, например, в виде внедрения бесконтактных меню в ресторанах или частичного применения цифровых инструментов в образовании.
Пандемия ускорила развитие новых секторов экономик: освоение цифровых товаров и услуг, здравоохранение. Объем онлайн-покупок почти удвоился, широко распространились подписки на стриминговые сервисы, и эта тенденция продолжится.
Мотивы потребителей, то есть традиционные ценности, опыт и инвестиции, являются критическими для определения того, какое поведение сохранится, но действия компаний и властей имеют не меньшее значение. Государственное регулирование представления виртуальных медицинских услуг во многом определит масштаб их потребления.
Компании и власти столкнутся с проблемами, вызнанными неправомерным восстановлением потребительского спроса и долгосрочными последствиями пандемии, такими как изменение конкурентной среды и рост социального неравенства.
Готовясь к решению этих проблем, компаниям следует определить, как различные для разных сегментов темпы восстановления спроса, различные степени инерционности измененного COVID‑19 поведения потребителей, появляющиеся инновации, изменения бизнес-моделей и переформатирование конкурентной среды повлияют на предложение их товаров и услуг.
Властям же предстоит решить много проблем, в том числе правильно сбалансировать макроэкономические меры поддержки восстановления потребительского спроса, скорректировать регулирование потребительского рынка с учетом перемен и заняться долгосрочными последствиями пандемии, особенно социальным неравенством.
Источник forbes.kz