Пандемия COVID-19 подчеркивает актуальность задачи повышения качества управления, обеспечения справедливого доступа и укрепления доверия в рамках нового общественного договора относительно данных.

Всемирный банк рекомендует правительству Казахстана увеличить расходы на  образование | Inbusiness

24 марта 2021 года – Всемирный банк призывает к совершенствованию национальных систем сбора, обработки и хранения данных с целью полномасштабной реализации потенциала революции в сфере данных ради преобразования жизни бедных.

Данные – от информации, собираемой в рамках обследований домохозяйств, до пикселей на спутниковых снимках – могут использоваться в качестве информационной основы для разработки государственной политики и повышения уровня экономической активности и служить мощным оружием в борьбе с бедностью. Как отмечается в новом Докладе о мировом развитии 2021 «Данные для лучшей жизни», сегодня объем имеющихся данных велик, как никогда, однако ценность данных во многом остается нереализованной. Кроме того, данные могут приносить не только пользу, но и вред, что требует заключения общественного договора, который будет способствовать укреплению доверия со стороны граждан, защищая их от злоупотребления данными и негативных воздействий данных, и создаст условия для справедливого доступа и справедливого представительства в сфере данных.

“Повышая качество программ и мер государственной политики, стимулируя развитие экономики и расширяя права и возможности граждан, данные обладают огромным потенциалом создания ценности. Мнение бедных до сих пор практически не учитывалось при обсуждении проблем управления данными на глобальном уровне, и его необходимо услышать в самое ближайшее время” – отметил президент Группы Всемирного банка Дэвид Малпасс . – “Страны с более низким уровнем доходов слишком часто оказываются в невыгодном положении из-за отсутствия институтов, самостоятельности в принятии решений и финансовых ресурсов, а все эти факторы препятствуют эффективному внедрению и снижают продуктивность систем сбора, обработки и хранения данных, а также систем управления данными. Для гармонизации нормативной базы и координации мер государственной политики необходимо международное сотрудничество, что позволит использовать ценность данных во имя общего блага и получить информационную основу для экологически безопасного, устойчивого и инклюзивного восстановления экономики”.

Данные, собранные традиционными или современными способами для публичных или коммерческих целей, используются, объединяются и повторно используются таким образом, что чтобы принести пользу большему количеству людей и повысить точность предоставляемой информации.

Данные более высокого качества помогают правительствам устанавливать приоритеты и более эффективно определять направления использования ресурсов. Например, в Кении с помощью социальных сетей, данных о вызовах с мобильных телефонов и официальных электронных отчетов о ДТП удалось определить наиболее опасные автомобильные дороги, что позволило повысить безопасность дорожного движения и спасти жизни людей. В частном секторе данные используются для обеспечения деятельности платформенных компаний, которые стимулируют экономический рост и развивают международную торговлю услугами. Благодаря технологиям гаитянские фермеры, выращивающие манго, могут отслеживать свою продукцию вплоть до продажи конечному потребителю, что позволяет им отказаться от многочисленных посредников и сохранить за собой более значительную долю прибыли.

Кроме того, инновационные способы работы с данными дают людям возможность принимать более обоснованные решения, что ведет к повышению качества государственных услуг. В индийском штате Тамилнад при поддержке Всемирного банка были разработаны инструменты для решения проблемы неграмотности в области работы с данными, благодаря чему жители могут выражать свои пожелания так, что легко их оцифровывать и использовать в качестве ориентиров для организации обсуждений в рамках местного сообщества с целью определения приоритетов.

“Объединение данных, полученных из различных источников, может способствовать повышению качества разработки и реализации доказательной политики за счет повышения точности и своевременности статистической информации”, - отметила главный экономист Всемирного банка Кармен Райнхарт. – “Негативные воздействия коронавирусной инфекции COVID-19 ощущаются неравномерно, а инновационные способы использования данных открывают новые возможности для изучения ее распространения, оценки мер государственной политики, принимаемых для смягчения воздействий, и направления государственных ресурсов на оказание поддержки наиболее нуждающимся гражданам.”

Пандемия COVID-19 стала наглядной иллюстрацией возможностей и вызовов, связанных с новыми направлениями использования данных. Страны перепрофилировали данные о вызовах с мобильных телефонов с целью мониторинга вирусной инфекции, но при этом им пришлось предусмотреть способы защиты от опасного злоупотребления такими данными. Кроме того, в результате резкого перехода на работу в удаленном режиме стал очевиден цифровой разрыв между теми, у кого есть доступ к технологиям, и теми, у кого такого доступа нет, что служит напоминанием о необходимости обеспечения справедливого доступа к мобильной связи и интернету для бедных и стран с низким уровнем доходов. Во многих странах меры, направленные на сдерживание распространения вируса, затруднили сбор базовых данных, подчеркнув необходимость инвестиций в инфраструктуру, системы сбора, обработки и хранения данных и статистический потенциал.

Однако, чем больше данные используются, тем больше возможностей для злоупотреблений. Для укрепления доверия необходима тщательная проработка правовых норм, направленных на повышение информационной безопасности и защиту персональных данных. Как показало исследование, проведенное в 80 странах мира, только в 40% стран есть эффективные правовые нормы, регулирующие работу с данными, причем среди стран с низким уровнем доходов таких государств меньше одной трети, хотя сейчас и они начинают принимать меры для внедрения этих норм.

В том, что касается потенциала данных в части содействия развитию, то в настоящее время выгоды, связанные с мировой системой сбора, обработки и хранения данных, смещены в пользу более обеспеченных групп населения. Одной из первоочередных задач является расширение представительства в сфере данных и предоставление доступа к данным наименее благополучным гражданам. В странах Субсахарской Африки отмечается низкий уровень цифровой связности, а современная инфраструктура, необходимая для обмена, хранения и обработки данных, в странах с низким уровнем доходов практически отсутствует. Кроме того, когда речь идет об использовании экономических выгод, которые дают платформенные бизнес-модели, использующие технологии больших данных, страны с более низким уровнем доходов оказываются в невыгодном положении по сравнению с конкурентами.

В докладе отмечаются значительный разброс мнений относительно данных и неопределенность нормативно-правового климата. Для того, чтобы воспользоваться всеми выгодами данных и создать возможности для всех, необходимо активизировать работу по совершенствованию управления данными внутри стран, а также на международном уровне за счет укрепления сотрудничества. Бездействие дорого стоит, а его последствиями будут упущенные возможности и рост неравенства. В конечном итоге, решающую роль будет играть заключение нового общественного договора относительно данных – договора, опирающегося на такие принципы, как ценность, доверие и справедливость.

Источник vsemirnyjbank.org