Для них придумали минимальные пороги скорости передачи данных, которые они должны поддерживать.
Правительство Казахстана решило установить минимальную скорость интернета, которую должны обеспечивать операторы связи. Раньше этот порог не регламентировался, однако, видимо, из-за пандемии все изменилось. Переход на удаленку вызвал сильный рост потребления интернета в стране. А вместе с ростом потребления увеличились и нагрузки на сети. Forbes.kz уже писал, что, например, с начала карантина в марте 2020 операторам связи в считаные дни приходилось резко перераспределять мощности из-за того, что произошло падение потребления услуг в офисных локациях и резко возросло в спальных районах.
Спустя год с начала пандемии часть казахстанцев так и работают дома. На удаленке остались и многие школьники и студенты. И в начале 2021 в правительстве анонсировали документ, в котором будут определены показатели качества связи. Это будет приказ министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. Его проект опубликован на сайте правительства. В нем много технических терминов и условий, но краткое резюме документу 2 февраля 2021 на заседании правительства дал министр цифрового развития Багдат Мусин. Он рассказал, что ранее минимальный порог качества связи не регламентировался, а в новом приказе определен: к примеру, для мобильного интернета 4G — не менее 5 МБ/сек, для 3G – не менее 1 МБ/сек. «Документ прошел публичные обсуждения. Согласуем с госорганами и примем приказ в течение двух месяцев», — уточнил министр.
При этом за нарушение параметров качества связи операторам может грозить административный штраф - до 1000 МРП.
На первый взгляд, абоненты могут порадоваться, что их хотят обеспечить стандартами качественного интернета. Но реально ли в Казахстане добиться этого? И за чей счет? Мы решили задать несколько вопросов четырем крупнейшим телеком-операторам страны. Один от комментариев воздержался, а вот что ответили остальные.
«Насколько реалистично для вашей компании обеспечить указанные пороги скорости?» - задали мы вопрос.
«Во-первых, необходимо внимательно изучить все детали, предлагаемые государственными органами по данному приказу. Места замеров, методологию и т.д. Уже после такого анализа мы сможем ответить на данный вопрос. Во-вторых, в любом случае это будут очень высокие дополнительные инвестиции во все элементы сети оператора», - рассказали нам в Tele2/Altel.
- Обеспечить минимальную скорость доступа безусловно, на каждом участке мобильной сети в любую единицу времени – невозможно технически. Для того чтобы стремиться выполнить это требование, нам необходимо существенно нарастить инвестиции в сеть. Важный ньюанс: эти инвестиции будут «про запас», для того чтобы скорость соответствовала в моменты наивысшей нагрузки, и большую часть времени не будут использоваться, - объяснил CEO Beeline Казахстан Евгений Настрадин.
Какие понадобятся инвестиции, чтобы выполнить новый приказ?
«Техническими экспертами компании ведутся расчеты. Однако уже сейчас можно утверждать, что потребуется удвоение, а в некоторых случаях и утроение оборудования на различных элементах сети. И даже в этом случае объективные препятствия для радиосигнала - такие как плотная застройка, рельеф местности или аномально высокие нагрузки в связи с передвижением абонентов - могут привести к падению скорости», - сообщили нам в службе по связям с общественностью Казахтелекома.
- Это будет стоить сотни миллиардов тенге каждому участнику рынка, - заявил г-н Настрадин.
За любые серьезные нововведения в конечном итоге платит абонент? Насколько вероятно, что вам придется повышать тарифы, чтобы обеспечить выполнение этого приказа?
- Серьезные капитальные затраты могут повлечь за собой, в том числе, повышение стоимости услуг сотовых операторов для потребителя. При этом цены на интернет в Казахстане – одни из самых низких в мире. По данным Cable, мы занимаем 6 место. По еще одному рейтингу Internet Accessibility Index – уже 5 место в мире, - рассказал CEO Beeline Казахстан. - Что низкие цены означают для индустрии, особенно в стране с такой географической протяженностью и малой плотностью населения, как Казахстан? Ограничение для роста, ограничение на новые технологии и на улучшение качества сервисов.
Кроме того, мало кто принимает во внимание рост трафика, который проходит через сеть каждого оператора. В сети Beeline рост только в 2020 составил 63%. Для того чтобы его выдержать, нам в любом случае нужно постоянно инвестировать, обновлять сеть, завозить в страну новое оборудование. Причем цена этого оборудования растет в долларах, а операторы зарабатывают в тенге. Думаю, владельцы зарубежных автомобилей, которые периодически покупают комплектующие, меня поймут. Суммирую: сейчас в индустрии достаточно причин для того, чтобы цены в Казахстане пришли в большее соответствие с уровнем инвестиций в сеть. Но сейчас мы также просчитываем и нововведения по обязательной минимальной скорости. Окончательные цифры будут зависеть в том числе и от механики измерений, и от штрафов, которые будут налагаться на бизнес-структуры в случаях несоответствия.
«Планируемое изменение концепции государственного регулирования может привести к существенным инвестиционным и операционным затратам, - вторят коллегам в Казахтелекоме. - Операторам потребуется кардинальное усиление сетей и закуп беспрецедентного для столь короткого срока оборудования. Для сохранения возможности ведения бизнеса операторам необходимо будет изыскивать значительные внеплановые средства, что может привести к значительному росту стоимости услуг для конечного потребителя и вызвать массовое недовольство».
Будете ли вы оспаривать принятие этого приказа? Если да, то как?
«Мы находимся в открытом диалоге с регулятором. Для нас важно найти наиболее эффективное решение, для всех заинтересованных сторон – абонентов, регулятора и отрасли», - подчеркивают в Казахтелекоме и Tele2/Altel.
- Сейчас мы готовы взаимодействовать с государственными органами и коллегами по рынку, чтобы совместно разработать правильную методологию измерений, которая принесла бы пользу абонентам и послужила бы не во вред, а развитию индустрии, - резюмировал Евгений Настрадин.
Взгляд со стороны
В развитых странах подобные параметры для операторов если и разрабатываются, то в виде рекомендаций. Вот что говорит Даниэль Патаки, вице-президент по политике и регулированию, глава в Европе, России и СНГ профильной ассоциации GSMА:
- Финансовые штрафы мало способствуют повышению качества услуг, так как дополнительная финансовая нагрузка на операторов препятствует выделению ресурсов для улучшения различных элементов сетевой инфраструктуры. Расчет регуляторов состоит в том, что штрафы будут стимулировать инвестиции, необходимые для улучшения качества обслуживания. В реальности данная мера чаще всего контрпродуктивна, оказывает порочащее воздействие на операторов и в долгосрочной перспективе приводит к тому, что в проигрыше оказывается конечный потребитель.
По словам г-на Патаки, регулирование, которое жестко определяет конкретный уровень качества услуг, является чрезмерным и может повлиять на их развитие. В случаях когда регулирующие органы обеспокоены качеством обслуживания, важен диалог государства с отраслью.
- Директивным органам важно выделить операторам частоты в необходимом количестве и на приемлемых условиях, облегчить доступ к общественной инфраструктуре и обеспечить соответствие предельно допустимых уровней воздействия электромагнитных полей радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ) на человека мировым стандартам. Одним из ярких примеров политики стимулирования развития сетей в Казахстане является снижение ежегодной платы за использование спектра на 90% в случаях, когда операторы мобильной связи делают соответствующие инвестиции в инфраструктуру в сельской местности. Подобные передовые инициативы будут стимулировать развитие мобильного широкополосного доступа в Казахстане и внедрение новых стандартов связи, - заключил эксперт.
Особое мнение
А вот эксперт телеком-рынка, глава представительства iKS-Consulting в РК Светлана Черненко предлагает посмотреть на проблемы связи в Казахстане под другим углом.
- Требовать от операторов качества связи — это всегда своевременно и правильно, потребитель вправе требовать, а оператор должен обеспечивать качество, - говорит эксперт. - Но вопрос качества связи измеряется не просто скоростью передачи данных, а работой того или иного приложения. Все проблемы у нас сейчас возникли в связи с массовым уходом казахстанцев на удаленку. Почему? Потому что ресурсы для работы и общения в основном все зарубежные. Собственного же контента и собственных платформ мало.
Вот наши граждане, компании, госорганы работают через Zoom, а значит, отправка и получение сигнала идет через океан. Я уже не касаюсь вопроса безопасности, особенно в государственных делах — чисто технически при массовом использовании у пользователей возникают проблемы. И это не скорость интернета плохая, а просто недостаточно популярных отечественных решений, которые находились бы внутри страны. Если бы их было достаточно, тогда бы не было проблем с перегрузкой внешних каналов.
То есть это проблема не столько ширины канала связи, сколько организации доступа к популярным ресурсам и приложениям, их размещению внутри страны и создания собственных альтернативных технических решений. И эта проблема решается максимальной локализацией трафика, а не расширением каналов. Я считаю, что в этом ключе и должна вестись работа. А просто требовать от операторов огромной полосы канала — это не решение проблемы.
Автор Виктор Бурдин
Источник forbes.kz