После недавнего двустороннего саммита на Аляске (это были первые переговоры на высоком уровне после вступления в должность президента Джо Байдена) возник серьёзный вопрос, а понимает ли новая администрация США, что именно потребуется для оживления этих отношений.
Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что в отношениях Америки с Китаем наблюдаются некоторые элементы «противостояния», но есть и аспекты «сотрудничества». Однако на аляскинском саммите аспектов сотрудничества практически не было видно, зато Блинкен и советник по национальной безопасности Джейк Салливан публично обменивались обвинениями с китайскими чиновниками.
Байден заявил, что горд тем, как выдержал антиамериканские тирады, но признал, что это было не лучшее начало отношений его администрации с Китаем. Теперь надежды возлагаются, судя по всему, на то, что Джону Керри, специальному посланнику президента США по вопросам климата, больше повезёт на предстоящих переговорах с китайскими коллегами: в этой сфере, как заявляют обе стороны, они готовы сотрудничать.
Однако в реальности нужен намного более широкий диалог. На последней встрече в рамках «Американо-китайского стратегического и экономического диалога», проходившей в Пекине в 2016, большая делегация США, которую совместно возглавляли госсекретарь и министр финансов, включала чиновников, отвечавших за такие вопросы, как климатическая политика, здоровье океанов, борьба с терроризмом, ядерное нераспространение, продовольственная безопасность, работа цепочек по производству полезных ископаемых. Соглашения были достигнуты во всех сферах.
Если бы подобный широкий американо-китайский диалог проводился сегодня, можете представить, как могла бы выглядеть на переговорах американская сторона. Рядом с Блинкеном сидела бы министр финансов Джанет Йеллен.
Присутствовали бы ещё несколько женщин: министр торговли Джина Раймондо, торговый представитель Кэтрин Тай, председатель Совета экономических консультантов Сесилия Роуз, президентский советник по вопросам климата Джина Маккарти (она первой занимает эту новую должность), а также Саманта Пауэр, будущий руководитель Американского агентства международного развития (USAID). К ним бы также присоединились руководитель Агентства по охране окружающей среды Майкл Риган, министр здравоохранения и социальных служб Хавьер Бесерра, а также генеральный прокурор Меррик Гарланд.
Такой разнородный состав американских официальных лиц (больше половины из них женщины), противостоящий фаланге китайских мужчин, представлял бы собой впечатляющую картину. Но дело не только в оптике: поставив более многообразную группу чиновников, в том числе множество крайне квалифицированных женщин, в авангард американо-китайского взаимодействия, можно было изменить тон дискуссий и найти выход из тупика.
Действуя в том же духе, США могли бы предложить двусторонний диалог исключительно по вопросам кибербезопасности и конфиденциальности данных, наряду с запланированным диалогом по таким вопросам, как изменение климата. И здесь на американской стороне стола вновь доминировали бы женщины. В их числе Энн Нойбергер (заместитель советника по национальной безопасности, отвечающая за новые и кибертехнологии), Джен Истерли (ожидающая утверждения сенатом в должности национального кибердиректора), а также Мике Эоян (заместитель министра обороны по вопросам киберполитики). Также могли бы присутствовать Шеннон Коу, Дженнифер Даскал, Мелани Харт, Синтия Каррас.
Если бы эти леди стали публичным лицом США в американо-китайском диалоге по киберполитике, это было хорошо для женщин во всём мире. Кроме того, во многом как и единый, широкой диалог, одновременное проведение множества целевых диалогов подчеркнуло бы комплексный характер двусторонних отношений и важность сотрудничества по широкому спектру вопросов.
Да, конечно, простая замена мужчин на женщин не принесёт гармонию в китайско-американские отношения. Спросите об этом у канадского вице-премьера Христи Фриланд, которая давно ведёт жёсткие и непродуктивные переговоры об освобождении Майкла Спавора и Майкла Коврига, которые были арестованы в Китае и обвинены в шпионаже – явно в ответ на арест Канадой в 2018 финансового директора компании Huawei Мэн Ваньчжоу по запросу США.
Однако женщины могут хорошо подойти для выполнения задачи выстраивания таких отношений, которые требуются для эффективной внешней политики. Как хорошо знает Байден, внешняя политика, как и политика вообще, формируется не только за столом переговоров, но и во внеурочные часы, благодаря неформальным встречам за обеденным столом и поиску общих интересов и сходств.
Когда госсекретарём была Хиллари Клинтон, у неё сложились хорошие отношения с китайским госсоветником Даем Бинго, отчасти благодаря их общей любви к детям и внукам. Именно эти отношения помогли США и Китаю справиться с крупным дипломатическим кризисом.
Сегодня выстраивание подобных отношений, необходимых для формирования доверия между высокопоставленными официальными лицами, должно стать одним из главных приоритетов американского руководства, вне зависимости от их пола. Эти усилия могут опираться на связи, формируемые с помощью неофициальных диалогов.
Например, пока проходил саммит на Аляске, женщины из США, Китая и Европы собрались в Zoom, чтобы в частном порядке обсудить цензуру в интернете. Эта группа, включающая чиновников, учёных, бизнес-лидеров, инвесторов и журналистов разных поколений, регулярно собирается для искренних, неофициальных бесед о самых насущных темах современности – от стартапов в сфере искусственного интеллекта до биотехнологий и контроля за экспортом. Такие отношения могут оказаться очень полезными для правительств.
Как отмечает Джон Керри, США никогда не смирятся с нарушениями Китаем прав человека и с его торговыми злоупотреблениями в обмен на климатическое сотрудничество. Это правильный подход. Но сотрудничество по вопросам изменения климата (а также пандемий, киберпреступности и других общих угроз) остаётся критически важным. Лишь благодаря широкому диалогу (или нескольким многоуровневым диалогам), который будет вести иной состав лиц и который будет укрепляться более глубокими личными отношениями, Америка сможет найти правильный баланс между (как их назвал Блинкен) аспектами противостояния и сотрудничества в отношениях с Китаем.
Автор Энн-Мэри Слотер
Источник forbes.kz