В Абу-Даби запущен новый срочный контракт на нефть марки Murban, которой аналитики прочат статус третьего бренда – после Brent и WTI.
Murban против WTI и Brent
В то время, как американские нефтяные компании борются с падением акционерной стоимости, сокращением кредитных линий и растущими банкротствами, ближневосточные государственные нефтегазовые компании не испытывают особых проблем с привлечением иностранных инвесторов. Столкнувшись с угрозой сокращения спроса на нефть и глобальным переходом к зелёной энергетике, Объединенные Арабские Эмираты запустили фьючерс на нефть марки Murban, которая должна стать конкурентом для WTI и Brent. По крайней мере, так считают некоторые эксперты.
Контракт будет торговаться на новой нефтяной бирже ICE Futures Abu Dhabi (IFAD). Партнёрами IFAD являются PetroChina, BP Plc, Total, Vitol, Inpex, Eneos Holdings, GS Caltex и PTT Plc. Murban – это легкая «сладкая» нефть с содержанием серы 0,78%.
Нефть данной марки поставляет на мировой рынок компания ADNOC (госкомпания ОАЭ). Крупнейшие производители нефти в Персидском заливе, включая Саудовскую Аравию, ОАЭ и Ирак, традиционно оценивают свою нефть, используя зарубежные бенчмарки. Арабские страны, в основном, ранее продавали свою нефть напрямую нефтеперерабатывающим компаниям или международным компаниям, имеющим доли в своих месторождениях.
В Абу-Даби надеется, что передача контроля над ценами на Murban инвесторам и трейдерам укрепит его позиции на международном нефтяном рынке. Главная цель состоит в том, чтобы сделать сырую нефть более привлекательной для переработчиков в Азии, где производители нефти борются за клиентов, поскольку развитые страны заявили о планах перехода на зелёную энергетику.
В ADNOC обязались обеспечить биржу примерно 1 миллионом баррелей Murban в день в течение следующего года, что сопоставимо с такими бенчмарками, как Brent и West Texas Intermediate.
Охотно ли трейдеры возьмутся за «мурбанские» фьючерсы?
Большой риск заключается в том, что нефтяные трейдеры, как правило, не любят перемен, особенно когда они считают, что рынки уже хорошо справляются со спросом и предложением. Кроме того, Murban придётся бороться с конкуренцией со стороны хорошо зарекомендовавших себя региональных эталонов. Существует также опасность того, что увеличение производственных мощностей могут вызвать напряженность в отношениях с ОПЕК, поскольку организация продолжает сокращать добычу в попытке сбалансировать рынки.
В ОАЭ, тем временем, постарались развеять эти опасения, заявив, что фьючерсы на Murban не повлияют ни на ОПЕК, ни на ее способность стабилизировать цены на нефть.
Первые торги новой марки оказались успешными: фьючерсы на Murban выросли на 0,6% в минувший понедельник до $63,9 за баррель. Патрик Пуянне, генеральный директор Total, заявил CNBC, что объёмы на новом бенчмарке «могут очень быстро превзойти эти существующие бенчмарки».
Новый эталон
По данным «БКС Мир инвестиций», ОАЭ добывают всего около 4–5% от всей нефти мира, поэтому их влияние на мировой рынок ограничено.
– А вот в регионе Эмираты выступают значимым игроком. Фьючерсы на Murban при достаточно активной торговле вполне могут стать эталоном для определенного количества сортов ближневосточной нефти, но говорить о новом мировом бенчмарке пока рано, – говорит Игорь Галактионов, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций».
«Murban при достаточно активной торговле вполне могут стать эталоном для определенного количества сортов ближневосточной нефти, но говорить о новом мировом бенчмарке пока рано», – Игорь Галактионов, БКС
По словам эксперта, несмотря на то, что в 2020 году низкомаржинальные нефтедобытчики с высоким кредитным рычагом испытали большие проблемы, совокупный объём добывающих мощностей в мире вполне позволяет обеспечить спрос на топливо. Текущий же уровень цен поддерживается за счёт коллективного сокращения добычи странами ОПЕК+ на 8 млн баррелей в сутки или примерно на 8% от всей мировой добычи. Политика альянса ОПЕК+ в 2021 гоуд может оставаться ключевым фактором, влияющим на уровень нефтяных цен.
– Мы не исключаем, что в 2021 году случится кратковременный скачок цен в район $70–75 за баррель под влиянием краткосрочных факторов, однако средний уровень цен по итогам года может быть ощутимо ниже и составить около $58–62 за баррель Brent, – прогнозируют в БКС.
Игорь Галактионов добавляет, что, в то время, как автомобильный траффик, которым обусловлено до 60% от всего мирового потребления нефти, в развитых странах уже близок к допандемийным уровням, спрос со стороны авиаперевозок остается слабым. По оценке наиболее авторитетных аналитических агентств, потребление может восстановиться к уровням 2019 года не ранее второй половины 2022 года.
– Говорить о качественных переменах в предпочтениях потребителей пока сложно, поскольку данные до сих пор искажены ограничительными мерами против COVID-19. Корректно оценить возможные долгосрочные последствия можно будет только после того, как будет вакцинирована критическая доля населения и локдауны перестанут быть приоритетным способом сдерживания COVID-19, – считает эксперт.
И третья сила
Андрей Маслов, аналитик ГК «Финам», согласен с тем, что Murban может со временем стать «третьей силой» на рынке нефти:
– Данный сорт является основным для нефтяной компании Абу-Даби ADNOC и обладает более высокой плотностью и содержанием серы по сравнению с марками Brent и WTI. Объёмы добычи составляют 1,7 млн баррелей в сутки, а фьючерсы на данную марку нефти подразумевают поставку в порт Фуджайра на условиях free-on-bord. Стоит отметить, то Фуджайра является важнейшим портом региона Персидского залива, имеет идеальное расположение для транспортировки нефти в Европу и Азию.
Эксперт подчёркивает, что для оценки важности сорта Murban стоит понимать, что нефтедобывающие компании Персидского залива традиционно устанавливали цены на энергоресурсы, основываясь на ценах на сырье из других регионов мира и других сортов. А продвижение Murban как стандарта для Персидского залива нужно для того, чтобы рынок ОАЭ стал более открытым как для покупателей, так и для инвесторов. Также это даст возможность для более гибкого ценообразования. Особенно это актуально для Ирака, ОАЭ и Саудовской Аравии. Однако тут стоить отметить, что запуск торговли этими фьючерсами, помимо удобства для участников рынка и рыночной эффективности, может нести в себе риски повышения спекулятивной составляющей в ценообразовании нефти – на данный момент, объемы торгов срочными контрактами на нефть в разы превышают потребности реальной экономики.
«Вполне возможно, что в ближайшие несколько лет Murban сможет завоевать локальный рынок Ближнего Востока при условии, что остальные участники молчаливо примут «новый стандарт», что крайне тяжело в таком экономически и социально разобщённом регионе», – Андре Маслов, Финам
– Учитывая вышеуказанные факты, вполне возможно, что в ближайшие несколько лет нефть марки Murban сможет завоевать локальный рынок Ближнего Востока и стать одной из доминант сырьевых рынков, при условии, что остальные участники молчаливо примут «новый стандарт» и договорятся о сотрудничестве, что крайне тяжело в таком экономически и социально разобщённом регионе. На руку ADNOC играет договор с Фуджайрой, через который проходит важнейший путь поставок нефти. Правильнее сказать «маркетинг от бизнеса», и эти понятия неотделимы друг от друга. Особенно на рынках капитала, где важнейшую роль играет именно доступ к информации и способность компаний к питчингу своих продуктов инвесторам. По сути, с точки зрения маркетинга, продвижение марки нефти мало чем отличается от продвижения нового продукта любой другой компанией с целью привлечения клиентов, повышения прибыли, получение доли рынка, диверсификации бизнеса. Поэтому на успешный промоушен Murban рынок отреагирует положительно.
Говоря о том, как регионы справились с кризисом, в Финаме отмечают, что Ближний Восток и Азия с ним «справились лучше»:
– В первую очередь хотелось бы выделить Китай, который по итогам 2020 года доминирует в темпах роста экономики. Также стоит отметить, что многие страны Азии и Ближнего Востока имеют экспортоориентированную экономику, а такие гиганты, как Индия и Китай, обеспечивают около 20% мирового спроса на нефть, что позволяет им серьёзно влиять на мировые рынки в целом. Восстановление Китая, Индии, Японии и «Азиатских Тигров» после пандемии коронавируса должно поддержать спрос на нефть, который упал из-за третьей волны коронавируса в Европе.
В Финаме не исключают, что цена Brent может пробить уровень в $70 за баррель только при условии завершения третьей волны коронавируса в Европе.
– На наш взгляд, нефть марки Brent может вернуться к близкому к $70 уровню за баррель ближе к III кварталу 2021 года, – прогнозирует Андрей Маслов.
Автор Федор Чайка
Источник finversia.ru