Россия является одним из крупнейших в мире кредиторов развивающихся стран – в списке наших должников около трех десятков государств со всех континентов. При этом Москва не только щедро дает взаймы, но и охотно прощает неимущих заемщиков: по заявлениям властей, только африканским странам к 2020 году было списано долгов более чем на $20 млрд. Такая щедрость вызывает вопросы, особенно если учесть, что дела в экономике идут не ахти, доходы россиян падают, а суммарная задолженность граждан перед банками по итогам первого квартала превысила рекордные 20 трлн рублей. «Профиль» выяснил, зачем Россия играет роль доброго ростовщика.

Невозвратные кредиты › Статьи › "Новая газета Балтия"

Кому давали и зачем

Наши власти не очень любят рассказывать о том, сколько и кому они дают в долг, – программа госкредитов идет отдельными секретными приложениями к бюджету. Но периодически такие сведения публикуются. Так, в конце прошлого года в проспекте по евробондам Минфин сообщил, что зарубежные страны и коммерческие компании по состоянию на 1 октября 2020-го должны были России в общей сложности $39,6 млрд, из которых почти $16 млрд приходилось на долги перед бывшим СССР.

В конце марта текущего года Всемирный банк (ВБ) в докладе о мировой задолженности тоже представил данные о должниках РФ. Здесь общая сумма выданных кредитов получилась заметно скромнее – $22,9 млрд (на конец 2019 года). Это объясняется тем, что ВБ считал только суверенные государственные займы и займы компаний, взятые под госгарантии. Кроме того, в статистике банка по разным причинам не учитывались долги некоторых стран, например, Кубы. Но даже при таком раскладе Москва вошла в топ-5 крупнейших мировых кредиторов (хотя по размеру ВВП мы занимаем лишь 11-ю строчку в мировом рейтинге). Лидируют в списке кредиторов с очень большим отрывом Китай и Япония – они раздали кредитов на $149,1 и $107,1 млрд соответственно. Следом идут Германия ($28,3 млрд), Франция ($27,3 млрд), наша страна – пятая.

Самым крупным должником РФ, по версии Всемирного банка, является Белоруссия – за Минском на конец 2019-го числилось $8,1 млрд. Более миллиарда долларов России должны Бангладеш, Венесуэла, Индия, Вьетнам, Йемен. Долг Украины оценивается ВБ в $606 млн.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко и гендиректор "Росатома" Алексей Лихачев (справа) во время открытия первого энергоблока Белорусской атомной электростанции

Теперь о радости прощения, ведь Москва довольно часто реструктурирует или вообще списывает долги своим заемщикам. Эти списания шли даже в 90-е, когда отечественная экономика билась в конвульсиях, пораженная кризисом неплатежей и гиперинфляцией. Так, в 2004 году директор департамента международных отношений, государственного долга и государственных финансовых активов Минфина Сергей Колотухин сообщал, что с 1991-го по 2004 год РФ списала развивающимся странам долгов на $20 млрд. Общую сумму задолженности он оценивал тогда в $89 млрд. А в конце 2019-го на пленарном заседании экономического форума «Россия – Африка» президент Владимир Путин объявил, что в период с 1991 года одним только африканским странам было списано более $20 млрд.

«Такое долговое бремя тормозило развитие сотрудничества и взаимодействия наших компаний с африканскими странами, потому что, имея большую задолженность, компании не могли по закону идти на какие-то новые проекты», – комментировал ситуацию пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Из уст многих комментаторов тогда звучал скорбный плач по потерянным миллиардам. А некоторые СМИ состязались в стенаниях о том, что народ беднеет и лучше бы власти помогли своим гражданам, а не далекой Африке.

На первый взгляд резон в такой позиции есть, хотя сравнение «в лоб» слишком примитивно – разговор все-таки идет о совершенно разных вещах.

Цена сотрудничества

Начнем с того, что многие из прощенных долгов являлись не просто застарелыми, но и безнадежно невозвратными. Их выдавал еще Советский Союз, активно помогавший «прогрессивным режимам» в обмен на их социалистический выбор. Так, часть из пресловутых африканских миллиардов была выделена еще во времена Никиты Хрущева.

Как пояснил советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов, изрядная доля российских долгов прямо или косвенно была связана с поставкой нашей продукции, прежде всего вооружений. А поскольку СССР делал это на нерыночной основе, то и случаев, когда долги не возвращались, было очень много. «Ради того чтобы продвинуть продукцию военного назначения, мы достаточно щедро выдавали кредиты, понимая, что шансы их вернуть минимальны, – говорит собеседник «Профиля». – Поскольку технически эти долги копятся, то время от времени они списываются. Процесс этот идет перманентно».

Со временем политика Москвы в отношении третьего мира стала более прагматичной, и кредиты на поставку военной техники или оборудования для атомных электростанций теперь помогают решать чисто коммерческие задачи. А именно: продвижение нашей высокотехнологичной продукции на конкурентные рынки. Из относительно свежих примеров: когда Россия и Турция подписали контракт на поставку четырех дивизионов зенитных комплексов С-400 на сумму $2,5 млрд, то 55% оплачивалось за счет кредита, предоставленного Москвой.

Или атомные проекты (невоенные, разумеется). Сегодня Россия участвует в девяти стройках АЭС по всему миру – в Турции, Белоруссии, Венгрии, Бангладеш и т. д. При этом значительную часть поставок мы осуществляем в кредит. Это дополнительная гарантия того, что работы будут вестись без задержек, при этом сам ядерный проект надолго привязывает заказчика к российским поставщикам. Любая дорогостоящая техника подразумевает многолетнее обслуживание, а работа АЭС требует еще и регулярных поставок топлива, вывоза отработанных материалов. Получается «длинный» контракт сроком на четверть века и более. По экспертным оценкам, выручка от услуг по строительству и обслуживанию Россией атомных станций к 2024 году может достичь $15 млрд в год. А это рабочие места внутри страны, зарплаты, налоговые отчисления.

Невозврат платежом красен

Списание долгов тоже далеко не всегда означает потери, если смотреть, что именно получил кредитор в обмен на свое «милосердие». Как отмечает шеф-аналитик компании TeleTrade Петр Пушкарев, «простив» Анголе $11,2 млрд (та, строго говоря, и не сумела бы их выплатить), Россия, а вернее, российские компании смогли заключить контракты на добычу алюминиевых бокситов, редкоземельных металлов и алмазов в этой стране на общую сумму порядка $50 млрд. Обнуляя прежние бесперспективные финансовые отношения и продолжая добывать ценные полезные ископаемые в той же Анголе, Гвинее или других государствах африканского континента, Россия создает для своих же игроков задел на будущее, позволяя им иметь регулярный доход. А это опять же зарплаты, налоги и пр.

Возьмем Конго – еще одна очень бедная африканская страна из списка прощенных должников. На ее территории находится более половины разведанных запасов урана и колумбит-танталита, жаропрочного материала, который используют при изготовлении электролитических конденсаторов. Сегодня колумбит-танталит, или, как его еще называют, колтан, незаменим в производстве искусственных спутников, GPS-оборудования, мобильных телефонов, плазменных панелей, дистанционно управляемых систем (мирных и военных). За контроль над месторождениями колтана конкурируют США, Китай и Япония, а в самом Конго из-за них вспыхивали военные конфликты, унесшие миллионы жизней. Списание старых долгов помогло России заключить в 2019 году с этой африканской страной договор о сотрудничестве, предполагающий и доступ к значительной части ценного колтана, суммы контрактов здесь оцениваются в $50 млрд. К слову, этот же материал наряду с золотом Россия добывает и в Венесуэле.

Теперь перенесемся в Азию. Простив Монголии безнадежный долг в $11 млрд, Россия получила контракт на добычу палладия, оцениваемый в $65 млрд. Ближний Восток: взамен долга Сирии (около $10 млрд) российские предприятия заключили в этой стране контрактов более чем на $110 млрд (восстановление разрушенной инфраструктуры, поставки вооружений, добыча нефти и т. д.).

«Эти схемы взаимодействия похожи на то, как поступает любой частный банк с долей просроченной задолженности, – поясняет Петр Пушкарев. – Если банк видит, что клиент не в состоянии обслуживать долг в прежних объемах, он начинает этот долг рефинансировать. В данном же случае, списывая долг, правительство России обеспечивает возможности получения дохода от сотрудничества со страной-должником». К тому же часто списывается не весь долг страны, а лишь определенная его часть, и после этого заемщик возобновляет свои платежи.

Не коммерцией единой

Конечно, есть случаи, когда кредитная политика в отношении других государств обусловлена далеко не одной экономикой. Например, списание долгов Кубе на общую сумму около $32 млрд можно считать в некотором смысле инвестициями в безопасность. Речь идет о возможности использовать системы обнаружения ракетных пусков вблизи берегов США и удобную для наших военных инфраструктуру. Конечно, вопросы безопасности трудно оценить в деньгах, но не исключено, что решение оборонных задач иным путем может выйти «на круг» дороже.

Особняком в кредитной политике РФ стоит Белоруссия. Напомним, это наш самый крупный должник. Не далее как осенью 2020 года Москва объявила о предоставлении Минску кредита на $1,5 млрд (львиная доля ушла на оплату долгов перед российскими же компаниями). Деньги дали после того, как в крупных городах страны прошли массовые протесты против режима Александра Лукашенко. «Отчасти, кредитуя Минск, Россия подпитывает потребительский рынок соседей и заводы, встроенные в общие с нами производственные цепочки, – рассуждает Петр Пушкарев. – Но одновременно миллиарды шли фактически на поддержку Александра Лукашенко, в сущности, напрасно считавшегося удобным для России президентом».

Нечто похожее было с финансовой подпиткой украинского президента Януковича. В конце 2013 года было объявлено о том, что Москва предоставит Киеву финансовую помощь в виде кредита размером $15 млрд. Россия успела приобрести пакет украинских облигаций на $3 млрд под 5% годовых, после чего Януковича свергли, а новые власти не захотели признавать этот долг. Проблема так полностью и не решена.

В общей сложности долги Белоруссии перед РФ оцениваются более чем в $10 млрд. Сюда входят $8 млрд по межгосударственным кредитам плюс $2,25 млрд по кредитам Евразийского стабилизационного фонда (де-факто российские деньги).

Ситуация патовая: нельзя не кредитовать Минск совсем, поскольку здесь замешаны интересы российских компаний. Например, как вернуть целевые кредиты, уже выделенные на строительство БелАЭС в Островце, если расплатиться за эту стройку без дополнительной подпитки деньгами Белоруссия вряд ли сможет. С другой стороны, рискованно вкладывать деньги в поддержку режима, перспективы которого неочевидны.

Автор  Владислав Гринкевич

Источник  profile.ru