Предложение мажилисмена Аманжана Жамалова ввести в Казахстане карточную систему может вернуть республику на 3 десятилетия назад , сообщает caravan.kz.
Но 40 миллионов американцев не первый год сидят на карточках.
Как в 90-е?
Депутат мажилиса парламента Аманжан Жамалов заявил о необходимости ввести бесплатные продуктовые карты для семей с низкими доходами.
– По официальной статистике, в прошлом году инфляция составила 8,4 процента. Реальная инфляция намного выше, – считает народный избранник. – Здесь не надо обманываться. Всё чаще счета за коммунальные услуги вызывают у казахcтанцев желание вернуться в пещерный век. А если посмотреть в магазинах на цены, уже пора переименовывать гречневую крупу в гречневую икру, а куриные яйца – в яйца Фаберже.
Мажилисмен предложил выдавать малообеспеченным людям продуктовые карточки, по которым те могли бы гарантированно получить список необходимых продуктов питания. Потратить эти карточки на курево и пойло не получится, только – на еду.
Давайте сразу, на берегу, оговорим: продуктовые карточки и талоны, появившиеся в конце 90-х годов прошлого века, – разные вещи.
Продуктовые карточки – это карточки на определенную сумму, по которым можно получить определенное количество продуктов.
А талоны ограничивают количество того или иного товара, который может купить 1 человек. За товар надо было не только заплатить деньги, но и передать продавцу особый талон, разрешающий его покупку. Но, даже имея с собой талон и необходимую сумму денег, товар можно было и не получить. Поскольку его могло попросту не быть в магазинах. Ну не завезли. Или отвезли на черный рынок, где продали перекупщикам намного дороже. С такой ситуацией в годы позднего Советского Союза нередко сталкивались наши современники старшего поколения.
Война – не сахар
Предшественники продуктовых карточек встречаются и в Древнем мире, и во времена Великой французской революции, но широкое распространение они получили во время Первой мировой войны. Нормированное карточное распределение существовало в ряде воюющих государств, в частности, в Германии и США.
В России карточки ввели в 1916-м на сахар. Потому что многие сахарные заводы располагались в Польше. Когда кайзеровские войска заняли эту страну, сахар стал дефицитом. На 1 россиянина стали отпускать 3 фунта (немногим более килограмма) в месяц. Правда, в феврале 1917-го карточки на сахар отменили. И совсем не потому, что снабжение сахаром улучшилось. Он вообще пропал. От слова “совсем”. За исчезновением сладкого продукта настала и очередь самого Николая II.
Но на обеспечении продуктами и товарами в лучшую сторону это совсем не отразилось.
Колхозники сосали лапу
С приходом большевиков стало только хуже. Карточная система вместе с продразверсткой стала неотъемлемым атрибутом военного коммунизма. Карточную систему отменили в 1921 году с провозглашением новой экономической политики (НЭП).
В конце 20-х НЭП свернули, и жрать, извините, опять стало нечего. В 1929-м снова вернулись карточки на хлеб, а спустя 2 года уже весь Советский Союз подсадили на карточную систему распределения основных продуктов питания и непродовольственных товаров. Карточки выдавались госслужащим, бюджетникам, военным, трудящимся предприятий и совхозов и их иждивенцам. Колхозники, единоличники и “лишенцы” (лишенные политических прав) вынуждены были сосать лапу.
В 1935 году положение с урожайностью зерновых более-менее стабилизировалось, и советское правительство решило отменить карточки на хлеб. Но перед этим увеличило в 2 раза цены на него и запретило отпускать больше 2 буханок в одни руки.
Аналогично отменили карточки и на другие продукты, задрав на них цены и уменьшив нормы отпуска. Если покупатель мог купить 2 килограмма мяса, то через пару лет – только 1, а колбасы вместо 2 килограммов в одни руки разрешили давать только полкило. Масла – 200 граммов вместо 500.
А потом началась война.
Большевики с карточками пришли, с талонами – ушли
Карточное распределение продуктов было введено в Германии, СССР, Великобритании, США, Японии, Канаде и других странах.
В Германии, например, насчитывалось 62 вида карточек.
В Туманном Альбионе еще с 1940 года по карточкам распределяли масло и сахар, позже – почти все продукты, кроме хлеба и овощей.
Трудно поверить, но в Польше карточки продержались аж до 1989 года.
Именно в этом году в начавшем разваливаться Советском Союзе появились талоны. По талонам отпускали сахар, масло, водку, сигареты, мыло, моющие средства и многое другое. Именно тогда тотальный дефицит достиг своего пика. Талонная система исчезла в 1992 году, когда цены на продукты (и не только) отпустили.
Хлеба в Ленинграде перестало хватать задолго до блокады
115 долларов на еду
Про США – отдельный разговор. С 30-х годов прошлого века там действует карточная система Supplemental Nutrition Assistance Program (SNAP, “Программа помощи в дополнительном питании"). Она берет свое начало в ситуации, когда у фермеров случался избыток продовольствия, но масса обедневших граждан не могла купить продукты. Тогда государство начало выдавать нуждающимся продовольственные талоны, которыми можно было рассчитаться за еду наравне с деньгами. Потом продавцы обменивали эти талоны на деньги.
Семимильными шагами в оплоте демократии эта программа стала развиваться с 60-х годов, и сейчас продуктовые талоны получают порядка 42 миллионов жителей США, или около 12 процентов населения.
Если одинокий человек имеет месячный доход меньше 1 245 долларов, он может рассчитывать на помощь государства.
Как это работает? Продуктовый талон представляет собой электронную карточку, на которую ежемесячно государство перечисляет 115 долларов 1 американцу или 255 долларов – семьям, имеющим на это право. И они могут покупать себе продукты в супермаркетах. Ассортимент огромен, но всё же есть исключения. На продуктовую карточку нельзя купить алкоголь и табак, мыло и дезодоранты, бумажные изделия и хозтовары, продукты питания, потребляемые в магазине, а также корм для животных.
“Продуктовая карточка – это позор!”
– Во многих странах, включая США, продуктовые карточки существуют. Там на них сидят миллионы – и ничего, – уверен научный руководитель Института экономики Российской академии наук Руслан Гринберг – У нас просто к ним несколько иное отношение. В сознании россиян продуктовая карточка – это позор.
Тем не менее в России разговоры о введении продуктовых карточек идут с 2014 года. Министерство промышленности и торговли тогда подсчитало, что в подобной помощи в России нуждаются около 16 миллионов человек. Но, как вы догадываетесь, дальше разговоров дело так и не пошло.
А вот в соседней с ней Беларуси…
Продразверстка от Лукашенко
17 января 2022 года вступило в действие соглашение между 16 розничными сетями и государством о скидках на некоторые социально значимые товары для отдельных покупателей. В этой программе могут участвовать пенсионеры, многодетные родители и люди с доходом меньше 288 рублей в месяц (48 384 тенге по курсу, прожиточный минимум). Но продукты не выдаются бесплатно, они продаются со скидкой 10 процентов. И не более чем на эти самые 288 рублей в месяц.
Список продуктов включает 29 наименований, среди которых: мука и хлеб, крупа и макароны, говядина и свинина (кроме филе), курятина, молоко, кефир, творог, сметана, сыр и масло, яйца, яблоки, картофель, морковь, свекла, капуста, лук, сахар, детские смеси, напитки и консервы.
Особенность белорусского эксперимента в том, что, даже если человек затарится по максимуму, сэкономить он сможет не более 28,8 рубля (почти 5 тысяч тенге). Но и эти деньги ему подарит совсем не сердобольное государство, а те самые 16 крупных розничных сетей – участники программы.
Автор Виктор Гербер
Источник caravan.kz