Правительство проедает резервы , сообщает lsm.kz.

С начала года из Нацфонда РК изъято $6,899 млрд — Forbes Kazakhstan

Долги Казахстана превышают накопления Национального фонда. И это притом что 25 млрд тенге из займов остались неосвоенными. Об этом заявил мажилисмен Аманжан Жамалов.

По словам депутата, правительство проедает резервы и накапливает долги. Так, Жамалов привел рассчеты, что на сегодня активы Нацфонда составляют $52,5 млрд, а госдолг превышает $47 млрд. Если к этой сумме прибавить обязательства квазигоссектора – еще $40 млрд, то получится $87 млрд.

"Баланс отрицательный. Правительство уже должно больше, чем накоплено в Нацфонде. В то же время 25 млрд тенге привлеченных займов остались неосвоенными. В 2021 году лимит правительственного долга превышен на 470 млрд тенге. На обслуживание и погашение долга уже тратится 16,5% всех доходов бюджета", – заявил он.

Мажилисмен напомнил, что в прошлом году в законодательстве была прописана ответственность первых руководителей госорганов за неэффективное планирование и использование внешних займов.

"Считаю, что пора уже использовать эту норму на практике. Кроме того, проведена слабая работа по повышению доходов бюджета. Правительство расслаблено в отношении дополнительных источников доходов, поскольку всегда есть вариант взять деньги из Нацфонда или взять новый заем. По данным Минфина, в 2021 году за счет налогового и таможенного администрирования дополнительные поступления в бюджет составили в сумме 684 млрд тенге. Однако аудитом эти данные подтверждены лишь на 55%. Напрашивается вопрос: а где результаты реализации проекта "Реформирование системы налогового администрирования", на который потрачено 3,9 млрд тенге? Ведь доля налоговых поступлений в ВВП не увеличилась", – возмутился депутат.

По итогам 2021 года доля налогов составила всего 16,2% ВВП, что ниже уровня 2017 года, привел он цифры. Зато аудитом установлено, что исполнение плана доходов бюджета традиционно обеспечивается за счет авансовых платежей по КПН, добавил Жамалов. Общая сумма авансовых платежей по КПН в 2021 году составила космические 2,5 трлн тенге, подчеркнул он.

"Нет отдачи и от квазигоссектора. Правительство – единственный акционер госфонда "Самрук-Казына", но не может заставить его платить положенные дивиденды в бюджет. По итогам 2020 года чистая прибыль госфонда составила 558 млрд тенге. А в бюджет перечислено лишь 88 млрд тенге, или всего 16%", – уточнил депутат.

Кроме того, по словам Жамалова, резерв правительства затыкает дыры в бюджете, хотя должен использоваться только при ликвидации чрезвычайных ситуаций, устранения проблем, угрожающих стабильности страны, а также непредвиденные затраты.

"В последние годы новой "фишкой" правительства стало использование резерва для исправления ошибок планирования. К примеру, в 2021 году резерв был использован на реализацию "Дорожной карты бизнеса – 2025", на кредитование приоритетных проектов, на благоустройство территории культурных центров и жилых массивов. То есть на текущие расходы, никак не связанные с ЧС. Они должны были быть запланированы в бюджете изначально. Считаю, что в Бюджетном кодексе необходимо закрепить лимит на общий объем резерва правительства на уровне 2% от поступлений, как это сделано для местных бюджетов", – предложил депутат.

При этом бюджет становится основным кредитором экономики, считает он. Так, из-за высокой базовой ставки в 14%, которая сейчас выше, чем в России (там 11%), правительство вынуждено осуществлять льготное финансирование и субсидирование бизнеса.

"Сотни миллиардов тенге выделяются каждый год на госпрограммы. Десятки инструментов и продуктов. Но при этом нет единого учета этих инструментов, оценки их эффективности. Учитывая, что Нацбанк упорно не хочет снижать базовую ставку, льготное финансирование будет продолжаться еще долгие годы. Поэтому целесообразно интегрировать все меры финподдержки бизнеса в одну программу или нацпроект, чтобы обеспечить единство планирования, учета и мониторинга всех мер поддержки. Тем более есть госхолдинг "Байтерек", который оперирует всеми этими мерами поддержки", - подчеркнул Жамалов.

В целом ежегодное обсуждение отчетов правительства об исполнении бюджетанапоминает бесконечный "день сурка", где из года в год одни и те же проблемы, но ситуация не меняется, посетовал он.

"Продолжается практика неэффективного планирования. С 2009 года правительство перешло на трехлетнее планирование, но до сих пор так и не научилось планировать бюджет хотя бы на один год. Республиканский бюджет на 2021 год корректировался девять раз, порядка 19% расходов подверглись пересмотру. Но даже при этом неосвоенными остались 68,8 млрд тенге", – подчеркнул депутат.

Кроме того, в прошлом году вместо госпрограмм правительство разработало 10 национальных проектов, начата их реализация.

"Но ситуация с планированием не улучшилась. Откровенно говоря, госпрограммы и нацпроекты, как их не назови, не стали документами стратегического планирования. Фактически это просто разная группировка бюджетных программ. И неважно, как это называть – нацпроектом или госпрограммой. Правительство уже много лет говорит о необходимости внедрения проектного управления. А ведь у каждой бюджетной программы есть цель, задачи, показатели прямого результата, руководители. Чем это не проектное управление?" – спросил он.

Поэтому совершенствование системы госпланирования надо начинать с ревизии бюджетных программ и их правильной классификации, считает депутат.

"Не нужно придумывать новые стратегические документы – нацпроекты или другие. Стратегические документы – это послание главы государства, национальный план развития, программа партии парламентского большинства. А таблица с расходами – это не стратегический документ, это просто аналитическая разбивка бюджета", – резюмировал он.

Ранее сообщалось, что Казахстан продвинулся в рейтинге открытости бюджета на девять позиций.

При этом в Казахстане предложили провести проверку качества освоения бюджетных денег под различные госпрограммы.

Автор Джамиля Каримова

Источник lsm.kz