В экономике страны прослеживается негативный тренд – рост госучастия на товарных рынках , сообщает forbes.kz
20 апреля в Алматы стартовал Евразийский антимонопольный форум. Выступая на нем с приветственным словом, председатель Агентства по защите и развитию конкуренции РК Марат Омаров отметил:
– Избавление экономики от монополии, восстановление справедливости и создание условий для добросовестной конкуренции являются важными принципами новой экономической политики Казахстана, о которых не раз отмечал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, и мы проводим соответствующую работу по исполнению поставленных задач перед АЗРК.
Омаров заявил: в экономике страны прослеживается негативный тренд – рост госучастия на товарных рынках, другими словами, госмонополии.
– Участие государства в бизнесе значительным образом расширяется, хотя оно должно только сокращаться, и даже в тех сферах, где оно исторически не присутствовало. Это те рынки, которые присутствуют в повседневной жизни каждого человека, – отметил Марат Омаров. Его слова приводит пресс-служба АЗРК.
Вот что, по данным АЗРК, происходит в разных секторах экономики.
Рынок ГСМ
«80% оптового рынка ГСМ контролирует государство в через «КазМунайГаз», который доминирует в нефтяной сфере от добычи до реализации ГСМ. Практически полная монополия и неэффективное управление на рынке, где по-прежнему присутствует дефицит, высокие цены, отсутствие необходимого контроля за рынком и проблемы с доступом к ресурсам», – отмечают в пресс-службе АЗРК.
Для обеспечения прозрачного и недискриминационного распределения ресурсов «КазМунайГаза» будут приняты правила равного доступа к ключевой мощности с условиями принятия и отбора заявок. В этих же целях запланировано увеличение биржевых торгов. В связи с усилением рисков ограничения доступа к переработке нефти также будут приняты Правила доступа к инфраструктуре.
Рынок авиаперевозок
«На данном рынке доминирует группа госкомпаний – национальный авиаперевозчик и аффилированные с ним компании, которые полностью контролируют спрос и предложение. Вопрос разделения активов авиакомпаний с госучастием до сих пор не находит своего разрешения, – пишут в АЗРК. – В итоге существующая структура рынка снижает стимулы для ценовой конкуренции, оптимизации расходов. Это приводит к систематическим задержкам авиарейсов и росту цен, от чего в итоге страдают потребители. Применяемое динамическое ценообразование не работает на монопольных рынках. К примеру, есть кейсы, где максимальный тариф авиакомпании превышает минимальный по одному и тому же маршруту в 4,5 раза (67 743 против 14 743 тенге). Поэтому в текущих условиях рассматривается вопрос об усилении режима «Открытое небо» для доступа на рынок новых авиаперевозчиков.
Рынок телекоммуникаций
«Рынок высококонцентрированный, доля государства на рынке увеличилась до 75%. «Казахтелеком» также на аукционе приобрел радиочастотный спектр. Это государственный ресурс, который должен быть продан бизнесу. На деле получается, что государство продало самому себе, – отмечают в персс-службе ведомства. – Монополизация стала причиной снижения уровня конкуренции за клиента и качества услуг. Сейчас идет поток жалоб, связанный с повышением в одностороннем порядке тарифов на услуги связи. По отдельным тарифным планам стоимость увеличилась в два раза («Алтел» с 13 марта 2023 года – повышение стоимости с 9 до 18 тенге за одну минуту разговора/SMS)».
В АЗРК говорят: отсутствие свободного РЧС, экономические барьеры снижают перспективу восстановления конкурентного рынка сотовой связи. У правительства имеются планы по выделению одного сотового оператора, но пока реального механизма по его реализации нет. Также наблюдаются попытки отдельных операторов, например на рынках IT, войти на смежные рынки.
Рынок железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок
«На сегодня не проходят предложения по организационно-функциональному разделению национального оператора инфраструктуры (КТЖ) и перевозчика грузов, обеспечению равного доступа частных перевозчиков к инфраструктуре. Это базис для создания реально конкурентного рынка ж/д перевозок, – пишут в агентстве. – Национальный перевозчик грузов занимает более 95% доли рынка, а доступ частным перевозчикам до сих пор ограничен. Оператором магистральных путей предоставлен ряд преимуществ своим компаниям, что создает неравные условия для других. Тарифы на магистральную железную дорогу растут. Идет тотальное навязывание своих подведомственных компаний».
Говоря о КТЖ, АЗРК отмечает, что «Правила желтых страниц», о которых так много было сказано, уже не срабатывают. В Предпринимательском кодексе есть статья 192, которая не работает.
Вот что гласит пункт 4 статьи 192 кодекса: «При расширении и (или) изменении осуществляемых видов деятельности государственными предприятиями, юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними лицами, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан, необходимо согласие антимонопольного органа».
«Откровенно госорганы и государственные компании сами в первую очередь нарушают эти принципы. Виды деятельности с государственным участием несанкционированно растут. Так, результаты анализа видов деятельности КТЖ показали, что с антимонопольным органом согласовано лишь 83 из 300 видов деятельности (28%)», – жалуются в АЗРК.
Рынок ипотечного кредитования
«Доля госбанка – Отбасы банка занимает уже более 60% рынка, чему способствует действующий запрет на участие банков второго уровня в системе жилищных сбережений и преимущественный доступ к бюджетному финансированию, – отмечают антимонопольщики. – Это создает издержки получателям кредитов. Это качество и сроки обслуживания, навязывание оценочных, нотариальных и прочих услуг потребителям. И таких примеров еще очень много, они охватывают все важные сферы».
Операторы
Ведется работа по дальнейшему сокращению количества единых операторов. Разработан пакет поправок, предусматривающий лишение десяти операторских функций. Эти предложения направлены в адрес правительства для рассмотрения.
Вместе с тем установлены иные субъекты рынка (всего 17), наделенные на уровне закона специальным правом, не охваченные предыдущим анализом. Для оценки их влияния на рынок проводятся соответствующие анализы.
Утвержден реестр субъектов госмонополий, спецправа, предусматривающий регулирование 17 операторов, установленных в ходе ранее проведенного анализа и 17 субъектов госмонополий. Реестр опубликован на сайте агентства.
В АЗРК приводят список субъектов специального права: АО «Жасыл даму», ДТОО «Институт космической техники и технологий», АО «Казпочта», АО «НИТ», АО «Казахтелеком», ТОО «СК-Фармация», АО «Казавиаспас», ТОО «КазМунайГаз-Аэро», АО «Казтелерадио», РГП «Казспецэкспорт», АО «Республиканский центр «Казимпэкс», АО «Республиканский центр космической связи», АО «Центр электронных финансов», АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары», АО «Информационно-учетный центр», АО «Сәтті Жұлдыз», АО «Turar Healthcare».
Лекарственные средства
«На рынке присутствует госоператор в лице «СК Фармация». В настоящее время осуществляется тотальное государственное регулирование цен на лекарства, имеется неравный доступ и картелизация, – отмечают в антимонопольном ведомстве. – АЗРК инициировало поэтапное дерегулирование, но, учитывая социальную важность фармацевтического рынка, к данному вопросу необходимо подходить комплексно, принимая во внимание уровень развития конкуренции, наличия дженериков и т. д».
В текущем году начался первый этап дерегулирования – это 376 безрецептурных препаратов, имеющих более трех производителей торговых наименований в рамках одного МНН.
«Следующий этап запланирован на 2023–2024 годы – это все остальные безрецептурные препараты в коммерческом сегменте и финальный этап в 2024–2025 годах – дерегулирование рецептурных препаратов в коммерческом сегменте», – пишут в ведомстве.
АЗРК в качестве единственного варианта предлагает форсированную приватизацию и передачу компаний в конкурентную среду. «Есть успешные кейсы – стремительная приватизация в Польше. Главное найти баланс между «шоковой терапией» и планомерным IPO», – считают в агентстве.
«АЗРК ежегодно направляет предложения в правительство, но, к сожалению, список уменьшается с каждым годом. Это уже третья волна приватизации и, возможно, последний шанс построить реальную рыночную экономику, в связи с чем необходимо ее эффективно реализовать», – считают в агентстве.
И добавляют: «Существующая персонализация мер господдержки значительным образом снижает аллокативную эффективность конкуренции, способствуя появлению так называемых «зомбифирм». Как показывает мониторинг, большинство из мер господдержки направлено на крупный бизнес».
Источник forbes.kz