В США рассказали о последствиях кризиса лимита госдолга для доллара , сообщает inosmi.ru .
Возможный дефолт может обернуться тяжелыми последствиями для американского народа и экономики страны, пишет TNI. Неисполнение долговых обязательств ослабит позиции доллара на международной арене и подорвет мировое господство США.
Проблема США не только в потолке госдолга. Сам по себе кризис с лимитом госдолга это лишь симптом более серьезной проблемы: утомленной политической системы, которая сломлена и просто идет вперед по инерции.
У нас очередной кризис с лимитом госдолга. Противоборствующие партии осуждающе тычут друг в друга пальцами, а средства массовой информации в отчаянии заламывают руки. Если демократы и республиканцы не смогут преодолеть разногласия по расходам, у федеральных властей в начале июня закончатся деньги, а это приведет к дефолту по суверенному долгу. Руководители двух партий достигли договоренности, но сейчас наступает самое трудное. Надо убедить в необходимости этой сделки рядовых конгрессменов и сенаторов. Противники компромиссов из обеих партий могут осложнить ситуацию. Устоит ли центр?
За всю историю в США ни разу не было дефолта по суверенному долгу. Сегодняшние вашингтонские политики создали такую возможность. К сожалению, американскому обществу все это надоело, оно уже видело это шоу раньше. Многие участники рынка ожидают, что партии будут вставать в позы до последнего момента, а может, и дольше, пока не зазвонит финансовый звонок. В этот момент они придут к соглашению. Потом обе стороны объявят о своей победе, заявив, что соперник моргнул первым. Проблема такой игры нервов в том, что ни одна из сторон не может отказаться от занятой ею позиции (из-за внутрипартийных политических интриг), и вместе с тем, не может допустить дефолт.
Можно ожидать, что договоренность будет достигнута в последнюю минуту. Но существует опасность, что политический класс допустит просчет, и тогда Соединенные Штаты с головой окунутся в долговой дефолт. А это чревато пагубными последствиями для американского доллара и для положения США в мире.
Что такое лимит госдолга?
Согласно определению министерства финансов США, лимит или потолок долга – это "общая сумма денежных средств, которую правительство Соединенных Штатов может заимствовать для выполнения своих правовых обязательств, в том числе, по социальному обеспечению, медицинской помощи престарелым, денежному довольствию военнослужащих, по процентам национального долга, возврату налогов и прочим выплатам". Потолок долга существует с 1917 года, а его сумма регулируется принятыми в 1939 и 1941 годах законами о государственном долге.
В настоящее время лимит долга составляет 31,46 триллиона долларов. Мы приблизительно вышли на этот уровень.
Конгресс с 1960 года всегда принимал меры, когда его просили поднять лимит долга. Он 78 раз поднимал, временно увеличивал долговой потолок или пересматривал его определение. 49 раз это происходило, когда президентом был республиканец, и 29 раз при президенте-демократе.
Если не будет увеличен лимит федерального долга, это приведет к многочисленным негативным последствиям, таким как дефолт по суверенному долгу, финансовый кризис, экономический спад (от которого пострадает весь мир), безработица, прекращение работы части государственных органов, возможная приостановка выплат по программе медицинской помощи престарелым, а теоретически и понижение американского долгового рейтинга AAA/AA+. Проблема эта усугубится очень быстро в зависимости от того, насколько долго продлится дефолт, и какие обязательства не будут выполнены. Министр финансов США Джанет Йеллен неоднократно предупреждала, что если в ближайшее время не поднять долговой потолок, "придется принимать очень непростые решения о том, какие счета останутся неоплаченными".
Низложение доллара
Возможный дефолт вызывает серьезные опасения по поводу того, что это даст новый толчок развенчанию доллара и его свержению с престола ведущей мировой резервной валюты. Трудно понять, как это может отразиться на повседневной жизни американцев, но такое низложение имеет большое значение. Китай, Россия, Южная Африка и некоторые другие страны уже начали переводить часть своих торговых операций в другие валюты, чтобы американское правительство не могло использовать против них доллар в качестве инструмента давления. А такое давление очевидно, если посмотреть на введенные против России экономические санкции. Любому наблюдательному человеку ясно, что Китай упорно занимается дедолларизацией. Если в 2022 году сумма приобретенных им казначейских ценных бумаг составляла более триллиона долларов, то в январе 2023 года она уменьшилась до 859 миллиардов долларов (и наверняка будет уменьшаться дальше).
Быстрый отказ от американского доллара в ближайшей перспективе маловероятен, однако существующая тенденция не в пользу США. Дефолт, вызванный отсутствием политической воли, наверняка будет способствовать низложению доллара. Вместе с этим Вашингтон лишится возможности бесконечно печатать деньги в виде облигаций казначейства и других ценных бумаг.
Упадок американского доллара мог бы иметь серьезные последствия для политического класса Америки, у которого ненасытная страсть к постоянному увеличению государственных расходов. Но как говорят ученые, этого не произойдет никогда, потому что политические игры Вашингтона с долговым потолком это просто шоу, которое будет продолжаться вечно, особенно когда дефицит не имеет никакого значения.
Но дефицит не имеет значения лишь до определенного времени. США постепенно лишаются своих сравнительных преимуществ, к которым относится стабильная демократическая политика, разумная и дальновидная экономическая политика, общий консенсус по вопросу экономической политики и небольшой долг. Все это окажет совокупное воздействие.
Проблема США не только в потолке госдолга. Сам по себе кризис с лимитом госдолга это лишь симптом более серьезной проблемы: утомленной политической системы, которая сломлена и просто идет вперед по инерции. Очень важная золотая середина центризма, где происходит неприятный процесс разработки законов, очень сильно сократилась. Компромисс стал ругательством, особенно когда речь идет о бюджете и дефиците. Политическая добродетель сегодня определяется в большей степени идеологической чистотой, и ее отстаивают крайне правые силы в Республиканской партии и ультралевые прогрессивисты из Демократической партии. Ни те, ни другие не придерживаются прагматизма. Они всячески обливают друг друга грязью, изображают из себя жертв и исходят из принципа "победитель забирает все".
Политика, в которой нет экономических страданий
Огромные федеральные расходы и заимствования со времен финансового кризиса 2008-2009 годов направлены на то, чтобы даже в условиях снижения экономической активности расходы помогали ослабить боль от спада. Это относится к среднему и рабочему классу, а также к крупному бизнесу и финансовому сектору. Продолжительный период низких процентных ставок многие воспринимают как дешевые деньги. Это помогло Уолл-Стрит устанавливать рекорды, поддерживать корпорации-зомби, а также увеличило средний уровень сбережений в период пандемии.
В результате этого сейчас нет традиционных циклов подъема, пика, спада и самой низкой точки падения. Пока нет. Одним из признаков этого является рекордно малое количество банкротств в период с 2009 по 2020 годы. Как сообщает S&P Global, количество корпоративных банкротств стало расти только в 2023 году. За первые два месяца их было зарегистрировано наибольшее количество с 2011 года. А на крахи банков последнего времени Федеральная корпорация страхования банковских вкладов ответила повышением лимита убытков по вкладам.
Даже усилия Федерального резерва по сокращению инфляции наталкиваются на такую политику экономического обезболивания. Центробанк поднимает процентные ставки, а администрация Байдена одновременно с этим запускает две крупные программы, предусматривающие серьезные расходы. Это Закон о чипах и науке, в рамках которого выделяется примерно 280 миллиардов долларов нового финансирования в целях активизации исследований и производства полупроводников внутри страны, и Закон о снижении инфляции, которым предусмотрены инвестиции на сумму 369 миллиардов долларов в производство неорганического топлива в США и продвижение так называемой чистой энергетики. Если эти программы окажутся успешными, существенно снизится зависимость США от Китая, будут сделаны серьезные шаги в направлении нулевых углеродных выбросов, а американская экономика будет полностью преобразована. В то же время, определенные группы со своими интересами получат от этого несоразмерно большую выгоду. В первую очередь, речь идет о сфере информационных технологий, о профсоюзах и об автомобильной промышленности (у всех у них есть хорошо смазанные лоббистские машины, без устали работающие в Вашингтоне).
В ходе нынешнего кризиса надежду дает то, что умеренные силы в обеих партиях хотят договориться. Такая договоренность предусматривает сделку об ассигнованиях сроком на два года, продление лимита долга на два года (планируется отложить этот вопрос, пока в 2024 году не пройдут выборов), критерии предоставления федеральной помощи в рамках программы льготной покупки продуктов (продовольственные талоны) людям в возрасте до 54 лет, за исключением бездомных и ветеранов. Программу государственной льготной медицинской помощи это никак не затронет. Противники компромиссов в обеих партиях скорее всего выступят против такой договоренности и будут ставить палки в колеса, однако умеренных демократов и республиканцев, скорее всего, будет достаточно много, чтобы протолкнуть эту сделку через палату представителей и через сенат. А если нет…
Если заглянуть в будущее, то кризис с лимитом госдолга наверняка будет урегулирован до того, как у федерального правительства закончатся деньги, или вскоре после этого. Так или иначе, противоречия и сложности в американской внутренней политике могут еще больше навредить выработке экономического курса США. Это ослабит международные позиции царя-доллара и подорвет мировое лидерство Америки. Сохраняющаяся угроза дефолта по вине политиков вряд ли усилит доверие к американской валюте. Еще в 19 веке немецкий канцлер Отто фон Бисмарк дал мудрый совет тем, кто хочет быть лидером: "Дураки учатся на собственном опыте. Я предпочитаю учиться на чужом". Есть множество стран, где нарушен экономический и политический консенсус, а группы с особыми интересами действуют вопреки всеобщему благу. Но не исключено, что Вашингтон предпочитает не слушать такие советы. Многое в такой ситуации зависит от правильного выбора.
Автор Скотт Макдоналд
Источник inosmi.ru