По данным Международного энергетического агентства, рост мирового спроса на нефть почти полностью остановится в ближайшие годы и достигнет пика в этом десятилетии, поскольку потребление в Китае замедлится после первоначального восстановления , сообщает finversia.ru .

Генсек ОПЕК спрогнозировал спрос на нефть в 2023 году выше уровня до  пандемии | Report.az

«Переход к экономике чистой энергии набирает обороты, и пик мирового спроса на нефть ожидается до конца этого десятилетия по мере развития электромобилей, энергоэффективности и других технологий», — заявил исполнительный директор МЭА Фатих Бироль.

В своем последнем среднесрочном рыночном отчете агентство прогнозирует, что мировой спрос на нефть при текущих рыночных и политических условиях вырастет на 6% с 2022 года и достигнет 105,7 млн баррелей в сутки в 2028 году за счет нефтехимического и авиационного секторов.

Однако годовой рост спроса снизится с 2,4 млн баррелей в сутки в этом году до 400 тыс. баррелей в сутки в 2028 году.

«Спад в странах с развитой экономикой делает глобальные перспективы еще более зависимыми от того, сможет ли Китай вновь открыться после пандемии COVID-19, чтобы сохранить свой ранний импульс, который в конечном итоге должен поднять глобальную торговлю и производство», — заявило агентство, подчеркнув при этом «сдержанность» Пекина. По оценкам МЭА, потребление достигнет пика в середине 2023 года после восстановления на 1,5 млн баррелей в день, но снизится до среднего показателя в 290 тыс. баррелей в день в годовом исчислении с 2024 по 2028 год.

Заявлено, что «беспрецедентная перестановка глобальных торговых потоков» и экстренное освобождение от стратегических нефтяных запасов членов МЭА в прошлом году «позволили восстановить отраслевые запасы, ослабив рыночную напряженность» на фоне роста спроса.

Что касается предложения, МЭА ожидает, что производители нефти, не входящие в влиятельную коалицию Организации стран-экспортеров нефти и ее союзников, известную как ОПЕК+, будут «доминировать в среднесрочных планах расширения мощностей», включая США и других американских производителей. По оценкам МЭА, к 2028 году мировые мощности поставок вырастут на 5,9 млн баррелей в день до 111 млн баррелей в день, при этом рост замедлится на фоне замедления роста в США. Это приведет к резерву мощностей в размере 4,1 млн баррелей в день, сосредоточенному на тяжеловесах ОПЕК, Саудовской Аравии и ОАЭ.

Российское производство остается «в тумане», поскольку МЭА прогнозирует снижение в результате санкций в отношении экспорта сырой нефти и нефтепродуктов из РФ морским путем с конца прошлого года, а также ухода западных компаний, которые способствовали производству. В настоящее время МЭА считает, что российские поставки, вероятно, сократятся на 710 тыс. баррелей в день в течение шестилетнего прогнозируемого периода до 2028 года.

«Способность Москвы самостоятельно финансировать свою деятельность в нефтяной отрасли и ее доступ к китайскому оборудованию и услугам могут предотвратить гораздо более резкий спад. Но ужесточение западных финансовых мер, наложенных на Россию, также может привести к более резкому падению», — отмечает агентство. По его оценкам, 2,5 млн баррелей в день российской нефти было перенаправлено от западных потребителей к азиатским покупателям, что привело к созданию «двухуровневого рынка».

МЭА продолжает бить тревогу по поводу продолжающихся инвестиций в разведку и добычу нефти и газа, которые, по его прогнозам, достигнут самого высокого уровня с 2015 года и составят $528 млрд в 2023 году, одновременно покрывая спрос и превышая «сумму, которая потребуется в мире, который движется по пути к чистые нулевые выбросы».

«Производителям нефти необходимо уделять пристальное внимание нарастающим темпам изменений и взвешивать свои инвестиционные решения, чтобы обеспечить упорядоченный переход», — говорится в заявлении Бироля.

Торил Босони, глава отдела нефтяной промышленности и рынков МЭА, заявил в эфире CNBC, что глобальный энергетический кризис, последовавший за началом пандемии Covid-19 и геополитической напряженностью, «действительно ускорил» отказ от ископаемого топлива.

«Итак, хотя в этом году у нас по-прежнему наблюдается сильный рост и спрос на нефть, поскольку мы наблюдаем последний этап восстановления после Covid, в среднесрочной перспективе мы действительно видим, что все эти политические меры, принятые правительствами [ и] изменения, которые потребители вносят в ценообразование и по другим причинам, оказывают влияние», — отметил он.

В знаменательном отчете за 2021 год МЭА призвало не разрабатывать новые месторождения нефти, газа или угля, если мир хочет достичь углеродной нейтральности к 2050 году, когда зеленая энергия сможет в одностороннем порядке удовлетворять глобальные потребности потребления.

«Грядут настоящие преобразования», — предсказывает Босони, сославшись на внедрение электромобилей и меры по повышению энергоэффективности во всех секторах.

В своем отчете «Нефть 2023» МЭА отмечает, что для достижения глобальной цели нулевого уровня выбросов потребуются как политические, так и поведенческие изменения с учетом влияния электромобилей на спрос на нефть.

«Ожидается, что принятие регулирующими органами более жестких стандартов эффективности, структурные изменения в экономике и постоянно ускоряющееся проникновение электромобилей будут сильно сдерживать ежегодный рост спроса на нефть в течение всего прогноза», — прогнозирует МЭА. Организация предполагает, что более чем каждый четвертый автомобиль в 2028 году будет электромобилем с продажами около 25,9 млн единиц.

Автор Тимофей Лапин

Источник finversia.ru