Грозит ли Казахстану дефицит автогаза , сообщает informburo.kz .

Фото Informburo.kz

Фото Informburo.kz

Этой осенью Министерство энергетики предупреждало, что планирует со следующего года поэтапно повышать цены на сжиженный нефтяной газ (СНГ) до уровня себестоимости – 110 тенге.

Несмотря на это, ведомство не так давно опубликовало новый проект приказа. Согласно ему, розничные цены на автогаз с января 2024 года меняться не будут. Сегодня они варьируются от 54 до 81 тенге за литр в зависимости от региона.

Вопрос поднятия цены на автогаз в нашей стране стоит очень остро. Именно это стало поводом для начала январских событий в 2022 году. Поэтому неудивительно, что Министерство энергетики относится к этой теме с большой осторожностью и не спешит повышать цены.
Однако эксперты нефтегазовой отрасли уверяют, так долго продолжаться не может. По их словам, потребители должны понять, что цены на автогаз должны быть в конце концов повышены, иначе нас ждёт реальный дефицит такого важного вида топлива. 

Цены, скорее всего, пересмотрят 

Директор общественного фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов считает, что Министерство энергетики пересмотрит цены на автогаз уже в марте. Стоимость за литр может повыситься на 5-6 тенге, как ранее и было предложено ведомством.  

"Повышение цен необходимо, чтобы дать экономический стимул для развития газохимической отрасли. У Казахстана в планах строительство новых газоперерабатывающих заводов. Все эти проекты очень капиталоёмкие. При нынешних низких ценах на СНГ – а это пропан и бутан – запустить их будет крайне сложно", – полагает Нурлан Жумагулов. 

Пока же производство сжиженного нефтяного газа сокращается. Если пять лет назад в Казахстане производили 3,2 млн тонн газа в год, то в 2023 году – только 2,9–3 млн тонн. 

Тем временем потребление автогаза растёт: число машин с газобалонным оборудованием (ГБО) за последние два года выросло вдвое – с 320 тысяч до 640. Вероятно, эта тенденция будет продолжаться, а производство газа в стране уже ограниченно, заметил эксперт. Сегодня, по официальным данным, Казахстан испытывает дефицит СНГ в объёме 10–15 тысяч тонн ежемесячно.

В Казахстане имеется около 10 производителей СНГ, главным из которых является "Тенгизшевройл" (ТШО). На компанию приходится 45% всего производства автогаза в стране, при этом у неё есть право его экспортировать.

До этого ТШО поставляла на внутренний рынок Казахстана до 10 тысяч тонн автогаза, однако из-за возникшего дефицита СНГ Министерство энергетики попросило компанию увеличить поставки до 20 тысяч в месяц за счёт отказа от экспорта.

"Помимо автоводителей, сжиженный газ в качестве сырья необходим и предприятиям. ТШО имеет долгосрочный договор с заводом KPI по выпуску полипропилена о поставках 550 тысяч тонн пропана в год. Сейчас завод уже выходит на проектную мощность. Более того, строится завод по производству бутадиена, для которого также нужно будет сырьё – тенгизский бутан в объёме 380 тысяч тонн. Когда завод будет достроен, он также будет покупать этот бутан у ТШО. А ТШО не готова по низким ценам, утверждаемым Минэнерго, поставлять сжиженный газ на внутренний рынок. Между внутренними и экспортными ценами разница пятикратная", – отметил Нурлан Жумагулов.  

Помимо ТШО, автогаз производится на Оренбургском ГПЗ. Компания "Казросгаз" – совместное предприятие "КазМунайГаза" и "Газпрома" – покупает сырой газ у "Карачаганак Петролеум Оперейтинг" (КПО) и везёт его на переработку в Оренбург. В итоге получается товарный газ, а при переработке вдобавок выделяется пропан и бутан. В декабре у "Казросгаза" как раз заканчивается трёхлетний контракт по поставкам бутана и пропана в Австрию. Поэтому Минэнерго договорилось с компанией вместо этого о дополнительной поставке на внутренний рынок до 90 тысяч тонн СНГ в год. По какой цене – пока неизвестно. 

"Мы видим, что дефицит автогаза никуда не делся. Периодически возникают очереди на заправках. Весь спрос не удовлетворяется, тем более для нефтегазохимических компаний, которые использует СНГ в качестве сырья. В таких условиях Минэнерго пытается что-то придумать. Мы видим, что оно перенаправляет часть объёмов с экспорта на внутренний рынок. Но это не решает проблему в долгосрочной перспективе, потому что потребление автогаза растёт на 30–40% в год, а производство остаётся на том же уровне. Постоянное сдерживание цен в популистских целях ничего хорошего для отрасли не принесёт", – уверен Олжас Байдильдинов, член Общественного совета Министерства энергетики РК. 

Для покрытия потребностей нужны новые газоперерабатывающие заводы, но из-за низких цен на газ инвесторы не спешат их строить. 

"Возьмём в качестве примера кашаганский проект. В него было вложено более 50 млрд долларов. Там сегодня имеется комплекс по подготовке нефти и газа, но он, к сожалению, не производит отдельные виды пропана и бутана, то есть СНГ. Эти газы растворяют в метангазе. Чтобы производить СНГ, там нужно построить комплекс по фракционированию, но инвесторы из-за низких цен не торопятся этого делать. Для всего этого требуются капитальные затраты, которые нужно откуда-то возмещать", – пояснил Нурлан Жумагулов. 

Как заметил эксперт, сегодня планируется строительство нескольких ГПЗ. Так, на месторождении Карачаганак планируют построить газоперерабатывающий завод мощностью 4 млрд м3, а на месторождении Кашаган – завод мощностью 2,5 млрд м3. 

"Любое строительство нового предприятия – это как-минимум пять-шесть лет. Если мы сейчас не строим никакой НПЗ или ГПЗ, то, соответственно, сырья в стране так и не будет, и страна будет продолжать испытывать дефицит автогаза. В принципе Минэнерго подтвердило те тезисы, которые я долгие годы озвучивал и прогнозировал, что водителям не нужно переводить автомобили на ГБО. Но, наверное, это не доходит до всех потребителей, потому что переводы автомобилей на ГБО продолжаются", – заметил Олжас Байдильдинов. 

Олжас Байдильдинов согласен, что в следующем полугодии цены, скорее всего, будут пересмотрены в сторону их повышения на 5 тенге каждые полгода в течение трёх лет, как и предполагало министерство.  

В целом для сбалансированного потребления сжиженного газа его стоимость должна составлять 65–70% от стоимости АИ-92 – где-то 130–140 тенге, но пока Минэнерго планирует довести его цену поэтапно хотя бы до себестоимости – 110 тенге. 

Автор Жанель Жазетова

Источник informburo.kz