Бундестаг принял закон, упрощающий выдачу немецкого гражданства. Теперь для этого достаточно прожить в Германии пять, а не восемь лет, а в отдельных случаях «пятилетку» и вовсе возможно одолеть за три года. Министр внутренних дел ФРГ Нэнси Фезер рассчитывает, что мера вдохнет жизнь в местную экономику, которую с середины 2023 года вновь начали отождествлять с «больным человеком Европы». По словам экспертов, немцы хотят привлечь на рынок высококвалифицированные кадры, способные работать со сложным оборудованием и ИИ, в том числе — из России. Спасение за чужой счет , сообщает lenta.ru .

бесплатная белое бетонное здание Стоковое фото

Фото: pexels.com

Власти Германии в начале 2024 года приняли закон, облегчающий процесс получения гражданства страны. Три правящие партии — Социал-демократическая партия Германии, «Зеленые» и Свободная демократическая партия — утвердили законопроект еще прошлым летом, а депутаты немецкого бундестага согласовали его в январе. По новым правилам, все граждане, прожившие в ФРГ несколько лет, работавшие и платившие в стране налоги, могут стать ее гражданами в упрощенном порядке. Для получения гражданства теперь достаточно прожить в стране пять лет, а не восемь, как раньше. В отдельных случаях cтать гражданином Германии и вовсе можно будет за три года: для этого потребуется наличие «особых интеграционных достижений».

Получая немецкий паспорт, гражданам других стран не обязательно будет отказываться от первого гражданства. До этого такая привилегия была только у жителей стран ЕС. Предоставлять гражданство страны будут, разумеется, не всем. К примеру, лица, совершившие в прошлом преступления на почве расизма и антисемитизма, получить его не смогут.

Те, кого этот закон касается напрямую, радуются нововведениям. Подтверждение этому можно найти в локальных Telegram-каналах, которые ведут иммигранты. Однако правки в закон обсуждались так долго, что многие за это время успели «много раз понадеяться, потерять надежду, проклясть бюрократию и получить гражданство другой страны», замечает переехавшая в Германию россиянка. Ситуация в принципе хорошо отражает собой немецкую скорость и менталитет, говорит она.

В оппозиционном блоке Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС), а также правой «Альтернативе для Германии» (АдГ) раскритиковали новый законопроект. Представитель ХДС/ХСС по внутриполитическим вопросам Александер Тром увидел в нем обесценивание понятия гражданства. В АдГ ранее заявляли, что законопроект является попыткой «подорвать социальную систему и безопасность» ФРГ.

Речь идет об одном из важнейших проектов действующих властей, дала понять министр внутренних дел ФРГ Нэнси Фезер. Предполагается, что он позволит насытить немецкий рынок труда новыми кадрами. Экономике страны очень нужна такая реформа, пояснила она.

7 000 000 человек составит дефицит кадров в ФРГ через двенадцать лет, если не принимать меры

Коммерческим организациям ФРГ в 2022 году не удалось найти квалифицированных работников на 630 тысяч вакансий, сообщили в немецком Институте экономических исследований. Причем за год до этого данный показатель составлял всего 280 тысяч. Если страна не будет привлекать к решению вопроса иностранных работников, через 12 лет дефицит кадров составит уже 7 миллионов работников, предупредили эксперты.

Болезнь или усталость?

В последние годы ФРГ снова стали называть «больным человеком Европы». Такое определение Германии впервые дал в конце 1990-х журнал The Economist: оно обозначает страну, переживающую затянувшиеся экономические трудности. Тогда немецкие политики решили проблему путем болезненных реформ, проведение которых совпало с активным ростом на развивающихся рынках. Пару десятилетий все было хорошо, а в 2023-м, когда экономика страны во втором квартале не показала рост после выхода из рецессии, термин вновь появился в публикации Bloomberg.

По итогам 2023 года экономика ФРГ, считающаяся крупнейшей в Европе, снизилась на 0,3 процента, сообщили в Федеральном статистическом бюро ФРГ (Destatis). Такой исход заранее прогнозировали аналитики Международного валютного фонда (МВФ), заявлявшие, что Германия станет единственной из стран «Большой семерки» (неформального международного клуба, объединяющего Великобританию, Германию, Италию, Канаду, Францию, Японию и США), чей ВВП по итогам года уменьшится. Причинами были названы сохраняющаяся инфляция, подорожавшие энергоносители и низкий зарубежный спрос на внутреннюю и внешнюю продукцию.

На 0,3% снизился ВВП Германии в 2023 году

Представители финансового сектора ФРГ отказываются видеть все в черном свете, хотя и признают наличие проблем. Сегодняшнее экономическое положение Германии позволяет сравнить ее с «усталым человеком после короткой ночи», сказал на Всемирном экономическом форуме в Давосе глава Минфина ФРГ Кристиан Линднер. А глава Бундесбанка Йоахим Нагель и вовсе уверен, что в 2024 году ситуация наладится и экономика начнет расти.

Наиболее негативно настроены представители промышленного сектора. Экономика Германии находится в тупике, заявил в январе президент Федерального союза Немецкой промышленности (BDI) Зигфрид Руссвурм. Особенно заметным отставание становится на фоне других крупных промышленно развитых государств, а возможностей быстрого восстановления не наблюдается, заметил он.

По прогнозам BDI, экономический рост Германии в этом году окажется не выше 0,3 процента, тогда как мировая экономика прибавит 2,9 процента. Небольшой прирост, который все-таки ожидается, здесь связывают с увеличением потребления, которое будет восстанавливаться по мере снижения инфляции. В МВФ склонны считать, что рост экономики страны с 2019 по 2028 год составит только 8 процентов. При этом во Франции за те же годы этот показатель вырастет на 10 процентов, в Нидерландах — на 15, а в США — на 17 процентов.

Отказ от инертности

В публикации The Economist названы три ключевых фактора, не лучшим образом влияющих на экономику Германии. Это уязвимость национальной промышленности перед зарубежными конкурентами и геополитическими вызовами, высокие обязательства по снижению выбросов и старение трудоспособных граждан.

По сравнению с другими европейскими государствами, ФРГ является наиболее сильно зависящей от экономики Китая. Последняя же медленно восстанавливается после пандемии: в стране наблюдается высокий уровень безработицы среди молодежи, а эксперты прочат КНР вступление в «эпоху застоя и разочарования». К тому же США взяли курс на снижение зависимости от китайских поставщиков, что также может отрицательно сказаться на Германии, наиболее вовлеченной в грузооборот с автократическими государствами.

Не может похвастаться ростом и немецкая промышленность. Компания Bosch в конце 2023 года объявила о планах сократить 1,5 тысячи рабочих мест на двух предприятиях в ФРГ, объяснив это необходимостью адаптации к изменениям спроса и объемов заказов в автомобильном секторе. Масштабные сокращения в течение следующих шести лет запланировал и автомобильный концерн ZF Friedrichshafen. Клиентская база компаний не вышла за пределы производителей в Германии, а занимаемая ими доля рынка не увеличилась.

Санкции против России обрушили энергетический рынок европейского флагмана. Промышленность падает, инфляция взлетела, а доходы корпораций и частного сектора сократились - Михаил Зельцер эксперт по финансовому рынку компании «БКС Мир инвестиций»

На фоне роста популярности электрокаров немецкие производители авто стали отставать от конкурентов в Китае (последние, напротив, нарастили экспорт таких машин). А общая капитализация крупнейших автомобильных концернов — BMW, Mercedes, Porsche, Volkswagen — к сегодняшнему дню не достигла и половины рыночной стоимости Tesla.

Кроме того, на экономику Германии влияет увеличение цен на газ. «Санкции против России обрушили энергетический рынок европейского флагмана. Промышленность падает, инфляция взлетела, а доходы корпораций и частного сектора сократились», — заявил эксперт по финансовому рынку компании «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер. Стране будет сложно решить внутренние проблемы без налаживания стабильных поставок доступного российского сырья, считает он.

О наличии трудностей говорят и массовые протесты фермеров, с новой силой возобновившиеся в ФРГ в начале 2024 года. Митингующие (около 30 тысяч человек) пригнали в центр Берлина тракторы и выступили против запланированного сокращения льгот на дизельное топливо для сельского хозяйства. Немецкий министр финансов, лидер СвДП Кристиан Линднер, попытавшийся объяснить происходящее высокой бюджетной нагрузкой, был освистан.

Сложной является и демографическая ситуация. Население Германии стареет, значительная часть граждан приближается к выходу на пенсию, а число работающих людей сокращается. Средний возраст жителей страны уже достиг 45 лет, в то время как в Штатах и странах Европы этот показатель на шесть лет ниже. Если проблему не решать, к 2035 году нехватка кадров выйдет на новый уровень, предупредили в Институте исследований рынка труда в Германии. Судя по всему, упрощение процедуры получения гражданства как-раз таки представляет собой попытку на это повлиять.

Но этого мало: чтобы сопротивляться вызовам времени, государству нужно становиться более гибким и эффективным, внедрять цифровые технологии в различных отраслях, уверены аналитики. Немцы и сами прекрасно осведомлены о системных проблемах: по словам председателя совета экономических экспертов при правительстве ФРГ Моники Шнитцер, «государство придавлено грузом правил и процедур, которые накладывает на себя самостоятельно».

Ренессанс национальной идеи

«Насколько я знаю, люди, которые живут в ФРГ и имеют немецкое гражданство, не отказываются от того, что у них уже есть. У меня много знакомых, которые обладают сразу тремя гражданствами: Израиля, Германии и России», — обращает внимание в разговоре с «Лентой.ру» политолог, президент Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков. Несмотря на наличие официального запрета, немецкие власти, похоже, не слишком внимательно отслеживают этот момент, объяснил он.

Германия и без того сейчас лидирует по притоку беженцев и мигрантов: ее никак нельзя назвать страной, куда не хотят ехать люди, добавил политолог. До настоящего времени ситуация выглядела так, что даже выходцы из соседних государств — Сербии и Боснии — не могли получить немецкое гражданство, несмотря на долгие годы работы в стране, как сезонной, так и постоянной, отметил он. Вряд ли законодательные изменения рассчитаны на беженцев из Сирии или Турции: возможно, речь о планах привлечь высококлассных специалистов, которых власти страны хотят переманить, допустил эксперт.

«Экономика Германии, как и любой страны первого мира, — это экономика высоких зарплат. Основной прибавочный продукт делают люди, которые обладают достаточной компетенцией, чтобы повышать производительность труда: пользуются станками с ЧПУ (числовым программным управлением), операторами искусственного интеллекта. Таких специалистов мало, за ними охотятся, и я подозреваю, что речь идет о желании привлечь такие кадры из других развитых стран», — заметил Гращенков. В том числе речь может идти о россиянах, потому что людей со средне-специальным высшим образованием — инженеров и прочих — у нас достаточно много, предположил спикер. По его словам, конкуренция за такие умы — одна из реалий современности.

Рабочая сила — проблема далеко не первого порядка для Германии, дал понять финансовый аналитик Александр Разуваев. Основные трудности, по его словам, связаны с ослаблением экспортных рынков и дорогими энергоресурсами. «Из-за того что сырье обходится намного дороже, все действуют по-разному. Кто-то закрывает свои офисы, кто-то переносит производство в другие страны. Поэтому, да, Германию можно назвать больным человеком Европы», — заявил он.

Определенные риски несет в себе возможность возвращения долгового кризиса, связанного с высокой закредитованностью южных стран — Италии, Испании, Португалии, добавил эксперт. «Если долг условной Италии будет переведен в новую национальную валюту — например, в лиру, страну ждет дефолт, банковский кризис, рецессия и полный кошмар», — приводит пример Разуваев. Все это может поставить под удар и другие страны еврообъединения, предупредил он.

Но при отсутствии новых потрясений — смены правительства или очередного банковского кризиса — ситуация в Германии постепенно выправится, и уже в 2025 году ее экономика может пойти в рост. «Рынок так устроен, он может что угодно переварить. Черная полоса сменяется белой», — заявляет аналитик.

В Германии происходит ренессанс национальной идеи. Немцы не хотят быть источником сил для кого-то чужого: существует, напротив, запрос на превращение в сильную, крепкую страну - Илья Гращенков политолог, президент Центра развития региональной политики (ЦРРП)

У страны есть все ресурсы для восстановления, солидарен с коллегой Гращенков. По его словам, экономика Германии во многом была перегрета: в последние годы она представляла собой технологическую, производственную кузницу Европы, соперничать с которой не могли ни Франция, ни Австрия. «Чем выше твое положение, тем больнее падать. И в Германии это и произошло. На фоне очень высокого производства и бурного прироста ВВП даже падение на 0,3 процента ощущается как нечто непоправимое, раз мы уже начинаем рассуждать о ней, как о больном человеке», — заключил он.

По факту же страна скорее похожа на «разозленного человека», проводит параллель политолог. «Я сейчас очень много общаюсь с немецкими политиками. Там происходит какой-то ренессанс национальной идеи, когда немцы не хотят быть источником сил для кого-то чужого, хотят работать на себя. Как в Штатах — Make America Great Again («Вернем Америке былое величие», политический лозунг, популяризированный Дональдом Трампом, ), так и здесь — существует запрос на превращение в сильную, крепкую Германию, подытожил спикер.

Несмотря на высокие цели, факт остается фактом — преодолеть внутренний кризис страна рассчитывает в том числе за счет мигрантов. Сложно сказать, какую роль в этом процессе сыграет Россия, сама страдающая от нехватки рабочих рук, но общий оптимизм экспертов говорит о том, что Германия — не та страна, которая может позволить себе «болеть» слишком долго.

Источник lenta.ru